Темы: Ципора Харитан, Женщина, Муж и Жена, Внешность, Скромность в одежде
Шалом! Подскажите, пожалуйста, как быть. У меня 2 вопроса. Я недавно вышла замуж. Мой муж очень любит, когда я наряжаюсь для него, делаю яркий макияж, ношу много украшений, завиваю волосы. Он просто не может оторвать от меня взгляд, мне это не трудно, я очень рада стараться. На улицу, конечно, я так не выхожу, это только для мужа.
Вопрос 1. Когда мы вечером или ночью одни и точно знаем, что никто не придет в гости, могу ли я надевать для него нескромную одежду? К тому же он мне ее дарит. Или с утра, например, провожая его на работу?
Вопрос 2, который для меня еще более важен. Так случилось, что я некоторое время болею, муж поддерживает, и Беэзрат Ашем (с Б-жьей помощью) я иду на поправку. Но без макияжа я выгляжу очень-очень плохо, люди на улице рассматривают и пальцем показывают. Дома я крашусь много, а на улицу чуть-чуть, и поэтому не удается стереть следы болезни. Муж говорит, чтобы я ярче красила глаза, тогда не видно моих проблем, люди вокруг не интересуются, да и мне это по душе. Вопрос в том, что можно ли подводить глаза и наносить коричневые тени и тушь, следуя при этом цниюту (правилам скромности), притом, что я покрываю голову и хочу выглядеть скромно? Заранее большое спасибо! Н.
Уважаемая Н.,
Как приятно получить письмо от молодой женщины, для которой так важно сохранять скромность и соблюдать всё точно по Галахе. Дай Б-г, чтобы соблюдение этой мицвы стало для Вас заслугой на рэфуа шлема и мэира (благодаря которой Вы быстро и полностью исцелитесь).
Теперь конкретно к Вашим вопросам.
Что касается первого вопроса, то, безусловно, женщина может наряжаться так перед мужем. Есть единственное исключение: в те моменты, когда муж молится, читает Биркат а-мазон (благословение после трапезы с хлебом) или делает Кидуш (благословение на вино, освящающее субботу и праздники), у жены должны быть покрыты волосы и все участки тела, которые она закрывает, выходя на улицу. Но просто в часы близких отношений — это даже похвальная форма приглашения мужа к близости.
Что касается второго вопроса, то есть общины, в которых женщины не красят глаза, но так — далеко не во всех религиозных кругах. Поэтому сегодня обычай красить глаза не может считаться особой нескромностью. И если Вам это нужно для того, чтобы болезнь не бросалась в глаза и Вам не задавали бы неприятных вопросов, то думаю, что, по крайней мере, пока Вы полностью не поправитесь, нет необходимости принимать на себя столь строгие ограничения. Если же со временем, когда Вы, Б-г даст, будете совершенно здоровы, Вы увидите, что такого яркого макияжа больше не нужно, то сами придете к выводу, что можно его «умерить». Думаю, на сегодняшний день он не смотрится вызывающе, а просто придаёт Вам здоровый вид. Еще раз желаю рэфуа шлема (полного исцеления) и взаимной любви, поддержки и счастья с мужем на всю жизнь.
С уважением, Ципора Харитан
Рав Бенцион Зильбер
Ханаья, Мишаэль и Азарья были готовы к мучительной смерти. Благодаря чуду они остались живы, а их поступок стал ярчайшей иллюстрацией «кидуш а-Шем», Освящения Имени Творца.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Если человек постоянно занят Торой и вежлив с людьми, его будут уважать и хвалить. Кроме соблюдения заповедей Творца, надо быть деликатными с людьми.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Эмор» из книги рава И. Зильбера «Беседы о Торе»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Исток»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Правильно и праведно переданная Мудрость возвращается к своему источнику, успев усилиться и обогатиться благодаря еще одному произнесению, еще одному выходу в мир.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина