Темы: Ципора Харитан, Любовь, Муж и Жена, Взаимопонимание, Различия в духовном уровне
Здравствуйте! Спасибо Вам большое за помощь, поддержку и возможность обратиться с вопросом. Я репатриировалась в Израиль 3 года назад, вышла замуж. Мой муж в своем первом браке был очень религиозным, все соблюдал, учился в йешиве, но потом во всем разочаровался, развелся с женой, и теперь не хочет ничего слышать о религиозной жизни. А я пришла внутри к решению жить более и более по Торе, соблюдать мицвот, изучать Тору и книги по иудаизму. Я поняла, что больше не смогу жить, как раньше, для меня уже нет никакого смысла в телевизоре, пустых разговорах и материальных удовольствиях. А муж поставил своей главной целью зарабатывать деньги, работает днями и ночами, не верит, что количество денег зависит не от него, а от Творца, и уже распределено в Рош аШана. В общем, мы уже не можем разговаривать и находить общий язык, т.к. я убеждена, что все от Вс-вышнего и смысл жизни в самосовершенствовании, а муж стремится к земным удовольствиям и к увеличению материального благосостояния.
Мы сейчас временно уехали из Израиля, у нас сын 1,5 года. Здесь практически нет еврейской общины (люди ходят в синагогу, но женщины ходят в брюках и не покрывают голову). Муж сказал, что мы не будем покупать кошерные продукты, т.к. они дороже. Не хочет видеть меня с платком на голове. Сказал, что мечтал жениться на бизнес-вумен, которая будет с ним стремиться заработать много денег, тусоваться с друзьями и наслаждаться жизнью. А я стремлюсь к духовному совершенствованию. В общем, сейчас перед нами дилемма: расстаться сейчас и пойти каждый своей дорогой, или попытаться все-таки как-то жить вместе. Но я не вижу возможности, что мы сможем стать единым целым, если муж не обратится к Торе. Я молюсь, чтобы Вс-вышний дал ему любовь к Торе, но сомневаюсь, смогу ли я сама укрепляться в выполнении мицвот рядом с ним. Может быть мне специально такое испытание, чтобы я научилась смирению и терпению, и пыталась жить еврейской жизнью, несмотря ни на что… Помогите, пожалуйста, посоветуйте, что делать. Спасибо большое! Н.
Уважаемая Н.,
Конечно, более простой вариант в Вашем случае — это расстаться с мужем и поискать человека, с которым у Вас будут общие взгляды на жизнь. Но если мы спросим себя, что Всевышний от нас хочет, то ответ: еврейский брак не расторгается раньше, чем опробовано всё, что можно, для того, чтобы его сохранить. Если Ваш муж разочаровался в религиозной жизни, то у него, как у многих людей, возникает желание делать назло. А Вы это к себе притягиваете.
Если вы оба хотите попробовать остаться вместе, нужно договориться, какие вещи непременно должны соблюдаться. Например, Вы не можете есть некошерную пищу и поэтому мужу придётся пойти на этот дополнительный расход. С другой стороны, если ему хочется развлечься каким-то более-менее кошерным способом, то Вы не должны у него это отнимать, даже если в Ваших глазах его занятие совершенно не духовное. Если муж будет чувствовать вместо Вашего презрения к его материальной устремленности уважение за то, что он хочет создать семье возможно лучшие жизненные условия, если он будет чувствовать, что Вы любите его и интересуетесь им как человеком, а не только проверяете его уровень духовности, думаю, он будет готов кое на какие уступки в отношении религиозной жизни — ради Вас. Пока же, извините меня, Вы рассматриваете его как объект, не поддающийся перевоспитанию, а поэтому и он упрямится и доказывает Вам, что Вы — не такая, какой он Вас планировал. Брак должен быть построен на взаимном уважении, а это значит, что мы принимаем второго человека таким, какой он есть, и стараемся дать ему то, что для него важно. А со своей стороны ценим то, что он дает нам.
Если Вы попробуете то, что я предлагаю, это будет очень нелегко, т.к. Ваш муж не изменится ни за месяц, ни за год, ни, наверное, даже за несколько лет. Но когда мужчина видит, что часть религиозности жены — это проявление уважения к нему и забота о нём, тогда он постепенно может примириться с её религиозностью. И кто его знает, может быть, Вам удастся, с Б-жьей помощью, залечить раны, которые у него в душе и которые ему мешают повернуться лицом к религиозной жизни. Если Вы сможете этого добиться, то поверьте, это самый высокий духовный уровень, которого может достичь женщина.
Желаю набраться сил для строительства семьи.
С уважением, Ципора Харитан
Читайте: тема В чем смысл жизни?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Движение к истинной святости невозможно без отдаления от «всякого греха». Тот, кто действительно стремится, получает необходимую помощь свыше.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
«Оцарот»
Однажды случилось так, что учитель не прибыл в восемь часов к началу занятий, а опоздал на четверть часа. Это было столь необычно, что директор не мог не спросить его, чем этот день отличается от остальных.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Кдошим» из книги рава Ицхака Зильбера «Беседы о Торе»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Запрещено красть даже самую маленькую вещь. История о том, как Хафец-Хаим сделал замечание любителю чистоты.
Рав Арье Кацин
Рав Шимон Шкоп и его правнук
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Кдошим
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Только там, где человек взял себе достойную жену в освященном Б-гом браке, у детей будет настоящая мать, самая первая предпосылка подлинной нравственной и духовной гуманности
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
«Оцарот»
Тора выбрала одну заповедь, касающуюся хороших качеств и добродетелей — почтение к родителям и страх перед ними, и еще одну, связанную с отношением к Творцу, — соблюдение шаббата