Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Центральная сила человеческой натуры — стремление к наслаждению

Повторим еще раз. Центральная сила человеческой натуры — стремление к наслаждению, которое вложено в нас Всевышним, желающим одарить нас абсолютным благом. Можно сказать, Творец запрограммировал нас на вечный поиск удовольствий. И действительно, разве не поиск удовольствия и не страх перед страданием являются главным стимулом наших действий?

Но, если мы действительно запрограммированы на поиск удовольствий, то как осуществится здесь свободный выбор? Ведь мы всегда будем искать для себя наибольшее удовольствие, — это же наш главный критерий! При таком критерии о каком свободном выборе может идти речь?

Мы приходим к однозначному выводу: Всевышний создал мир так, чтобы и приближение к Нему, и отдаление от Него приносили человеку УДОВОЛЬСТВИЕ. В этом и заключена уравновешивающая компенсация двух путей. На пути К НЕМУ — трудности, работа над собой, не очевидный, но весомый результат. На пути ОТ НЕГО — моментальная легкость, приятность, то что называется «кейф», но рано или поздно — разочарование в иллюзиях.

Наслаждение, связанное с приближением к Б-гу, куда более глубоко, но на первый взгляд совсем непривлекательно и достигается отнюдь не сразу. Требуются большие усилия, чтобы почувствовать духовное наслаждение, заложенное в приближении к Б-гу. Зато, чтобы уже сегодня вкусить сладость пути, ведущего от Б-га, никаких усилий не надо.

Владелец магазина, привлекая покупателей, размещает товар, в котором нет острой жизненной необходимости, очень просто — он кладет его при входе. Яркие пакетики, красивые коробочки — а в них шоколад, воздушная кукуруза, жаренные ломтики картофеля. Хлеб, масло, молоко не нуждаются в навязчивой рекламе, их можно расположить и внутри магазина.

При всей внешней яркости полезность рекламируемого товара сомнительна. При всей соблазнительной привлекательности удовольствие, приносимое удалением от Б-га, иллюзорно. Оно приносит чувство неудовлетворенности, опустошенности и обмана. Подобно «воздушной кукурузе», которая не может заменить человеку настоящий обед, это удовольствие не в силах насытить стремление человека к наслаждению. Но умнеет человек не сразу, — сначала он вполне может увлечься тем, что обещает ему неземное блаженство при минимальных затратах.

Только при таком устройстве мира возможен свободный выбор.

Сам механизм работы того, что мы называем выбором, действует так.

Предположим, человек уже вкусил духовное наслаждение от близости к Б-гу, т.е. он знает, что это такое. Вот он стоит перед чем-то соблазнительным, привлекательным и обещающим. Включается воображение. Именно к нему и апеллирует соблазнительность; не имей человек способности к фантазии, обобщению и воображению, предлагаемая вещь — или некоторое действие — ничем бы не привлекли его внимание. А так цепочка действует почти автоматически: внимание — работа воображения — действие.

Но разум тоже не дремлет (если он, конечно, есть и если ему дают работать). Сначала разум предлагает не обращать внимания на глупости, потом, если его не послушались, он уже предлагает воздержаться от сиюминутного, поверхностного удовольствия, описывая, к каким результатам можно прийти на этом пути.

Мы раскрыли механизм работы выбора, предполагая, что обладателю разума уже известно между чем и чем предстоит выбор. Но как может выбирать человек, еще не вкусивший духовных наслаждений? На эту тему следует поговорить отдельно…

Главное, к чему мы пришли: удовольствие приближает человека к Б-гу, удовольствие удаляет человека от Б-га. Теперь человек может выбирать.

Вернемся к Аврааму. Он понял, что для того, чтобы приблизиться к Всевышнему, надо уподобиться Ему. Всевышний, не желая ничего для Себя, хочет одарить Свои создания благом. Значит, чем больше я, человек, буду давать, тем больше буду подобен Ему, тем больше приближусь к Нему. Это и было результатом поисков Авраама. Поэтому главным содержанием его жизни стала забота о людях, старание им помочь, участие, вовлеченность в жизнь общества и гостеприимство.

Второй его практический вывод был таким. Какой самый бесценный дар Б-г может дать человеку? — Связь с Самим Собой, т.е. связь с Творцом и Властителем мира. Значит, если я, человек, хочу уподобиться Б-гу, то мне надо давать людям то же самое — возможность приблизиться к Б-гу. Поэтому Авраам стал первым «пропагандистом» Торы. Наш праотец распространял среди современников знания о Бесконечном Б-ге, Который создал этот мир ради наслаждения человека. Авраам не ограничился тем, что одарял людей пищей, кровом, одеждой; он старался наделить их знаниями, способными принести им максимальное благо.

Величие Авраама — не в открытии факта существования единого Б-га, а в том, что он из этого факта сделал верные выводы:

1) Б-г бесконечен, един и ни в чем не нуждается.

2) Он создал мир не для Своей пользы, а из любви к Своим творениям.

3) Человек создан для счастья, а не для страданий.

4) Настоящее счастье находится в зависимости от установления связи с Источником Бесконечного блага.

5) Чтобы осуществить эту связь, надо выбрать путь в жизни, приближающий к Б-гу, а не удаляющий от Него, т.е. надо уподобиться Ему.

Как только Авраам пришел к таким выводам — и только тогда, — Всевышний открылся ему и заключил с ним Союз.

БлОготворительность рава Реувена Пятигорского


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?