Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Моше приходил к фараону и просил отпустить евреев

В двух недельных главах книги Шмот — этой и следующей — рассказывается о египетских казнях, ударах, которыми Всевышний наказал египтян за то, что те не отпускали евреев. Казни осуществлялись по одной схеме: Моше приходил к фараону и просил отпустить евреев; фараон ему отказывал, тогда Моше предупреждал, что произойдет конкретное бедствие; правитель на угрозу не реагировал; Моше простирал над Египтом посох или руку — и бедствие происходило. После чего фараон слезно просил прекратить казнь. Затем все повторялось сначала.

Ударов было десять, и лишь про первые три говорится, что «в них участвовал» Аарон, брат Моше. «Сказал Всевышний Моше: Скажи Аарону: возьми свой посох и простри руку на воду египтян» (Шмот 7:19) — это первая казнь. Про вторую и третью написано почти теми же словами: «Скажи Аарону: простри свой посох и ударь по праху земли» (8:12).

Спрашивается, почему по воде и праху земли нужно было ударить Аарону, а не Моше? Ответ находим в Мидраше. Сказал Всевышний пророку Моше: разве справедливо, если удар по воде и земле будет нанесен твоей рукой? Ведь вода спасла тебя, когда ты, младенцем, плыл по Нилу в тростниковой корзинке (см.2:3), а земля укрыла труп египтянина, которого ты убил, когда увидел, что тот избивает еврея (см.2:12).

В другом месте Мидраша говорится, что Моше сам попросил, чтобы не он ударил по воде, а Аарон. Читаем: «Откуда египтяне берут воду для питья?» — спросил Всевышний. Ответил Моше: «Из Нила». Сказал ему: «Преврати ее в кровь!» Сказал: «Разве может человек, попив из колодца, бросить в него камень?»

Известный учитель нашей эпохи рав Элияу Деслер пишет, что отсюда мы учим, как важно для человека быть благодарным за добро всем, кто это добро для него совершил. Всем, даже неживой природе!

Нельзя относиться с пренебрежением ни к чему, чем мы пользовались, — ни к отслужившей мебели или одежде, ни к куску хлеба, что остался после обеда. Например, по отношению к еде существует такой закон (Орах Хаим 180:4), приводим его в прямом переводе: «Нельзя пройти над едой». Комментарий Раши (Ирувин 54): «Нельзя, обнаружив еду, которая валяется на дороге, пройти мимо и не убрать ее». А тем более нельзя бросать ее самому.

Возникает вопрос: разве хлеб или колодец чувствуют наше к ним отношение? О какой благодарности (или пренебрежении) к предметам неживой природы вообще идет речь?

Прежде чем попытаться найти ответ, обратимся еще раз к нашей главе — к казням кровью, жабами и насекомыми. Вроде бы наоборот, воду и землю надо было ударить! Что делают Моше и Аарон? Они совершают чудо: бьют по воде и по земле, природа их меняется — вода превращается в кровь, прах земли — в кусающих насекомых. Достигается цель Всевышнего: египтяне видят, что на стороне евреев стоит Творец мира. И в этом чуде участвуют вода и земля! Им бы радоваться — если б они могли… Так почему Моше противится их ударить?

Тора преподает нам урок. Оказывается, на качества человека влияет не только его разум, но и чувства. Путем размышлений он может прийти к осознанию необходимости улучшить те или иные свои мидот, качества души. Умный человек может стать лучше, приветливей, терпимей и т.д. Но мир ощущений влияет на качества души намного сильнее, чем способность к размышлениям. Все мы ведем себя так, как чувствуем. Поэтому, если кто-то не испытывает никакого чувства благодарности по отношению к неживой природе, которую использует, или более того — относится к ней с пренебрежением, — то в первую очередь он вредит своей душе, развращая ее и ослабляя. Высоконравственный человек пытается не получить, но дать; если же он получает, то испытывает при этом чувство благодарности к тому, от кого получает, и к тому, чем пользуется. Правило таково: ущерб в чувствах, которые мы испытываем по отношению к окружающему миру, приводит к урону в наших душевных качествах; в первую очередь разговор идет о чувстве благодарности.

Разум способен понять, что удар по воде Нила необходим с точки зрения общего плана мироздания; он, разум, смотрит в будущее. Но чувства живут настоящим, и природа человека противится такому отношению к воде: вчера она спасла тебя от гибели, а сегодня ты ее бьешь?

Если бы Моше согласился ударить по Нилу, он проявил бы душевную черствость. Как мы смогли бы учиться на его поступках? Этого нельзя было допустить, и Моше отказался.

Мудрецы сказали: «Кто не испытывает чувства благодарности к другим людям, рано или поздно начинает так же относиться и ко Всевышнему». Добавил раби Нахум Зеев из города Келем: у обоих этих чувств один корень, поэтому, если у кого-то ущерб коснулся его способности благодарить других, то он усомнится и в способности Всевышнего творить добро. А значит — не дай Б-г! — усомнится и в существовании Самого Творца.

БлОготворительность рава Реувена Пятигорского


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?