Из цикла «Очерки по недельной главе Торы», темы: Испытания, Йосеф, Недельная глава, Ваешев, Яаков, Реувен Пятигорский, Мальбим
Начиная с этой главы и до конца книги Берешит, центр повествования Торы перемещается с описания частных биографий зачинателей нашего народа к рассказу о семье в целом, — первой еврейской разветвленной семье, со всеми ее сложными внутренними отношениями, связями с внешним миром, бедами и пр. Идет рассказ о двенадцати сыновьях Яакова-Исраэля. Тема, знакомая и вполне разработанная литературой: Йосеф и его братья. Сначала Йосеф, а на его фоне — братья, родоначальники будущих колен.
В первых же словах сообщается о трагическом расколе, в результате которого братья отдалились от Йосефа, потому что: «увидели его братья, что отец любит его больше их» (37:4). Дважды, в двух предложениях подряд, говорит Тора о любви Яакова к первенцу покойной, горячо любимой им Рахели — чтобы показать, что братьям не привиделась эта любовь отца; нет, он на самом деле любил Йосефа больше всех. И в этом таился корень будущих страшных событий.
Маленькое замечание: не надо забывать, что уровень семьи Яакова слишком высок, чтобы мы могли осуждать кого-нибудь из них. Здесь не место говорить о том конфликте подробно. Но учиться надо на всем, а особенно — на деяниях наших праотцев.
Итак, братья невзлюбили Йосефа и продали его проходящему каравану ишмаэлитов, в результате чего Йосеф оказался в Египте. Беспричинным их поступок назвать нельзя. А больше всего их расстраивало особое расположение к Йосефу со стороны отца.
Было в отцовской любви, кроме того что Яаков перенес на Йосефа чувство, которое он испытывал к его матери, было в ней и некое объективное обоснование. Мудрецы указывают, что в Йосефе отца привлекала особая мудрость, качество, которое, по его мнению, могло позволить тому продолжить линию, идущую от Авраама и Ицхака. Другими словами, Яаков готовил мудрого Йосефа к особой роли — к роли руководителя народа, несущего Тору. Так полагал Яаков. И ошибся. Не в предвидении будущего места Йосефа в еврейской истории ошибся отец, а в простой житейской правде: нельзя выделять одного за счет других, добром это не кончится. Мудрецы сказали в трактате Шабат (10б): «Не выделяй сына перед остальными (сыновьями), ибо из-за одной рубашки (подаренной Яаковом Йосефу) невзлюбили его братья и произошло все, что произошло, — наши отцы оказались в Египте».
Отсюда практическое правило: воспитывай детей, никого не выделяя ни по красоте, ни по уму, ни по их почтительности к тебе; относись к ним, сдерживая свои чувства, пусть они не испытывают ревности друг к другу. Иначе может случиться то, что случилось в семье Яакова…
Перечень событий, приведенных в главе. Яаков дарит Йосефу особую рубашку. Тот пересказывает сны, в которых выступает царем над всей семьей. Братья продают его проходящим купцам. Эпизод с Йеудой, четвертым сыном Леи: лишившись двух сыновей, он, в результате некоторых событий, женится на невестке-вдове, Тамар. Йосеф в доме Потифара, египетского вельможи. Страсть к нему жены Потифара. Йосеф в тюрьме. Сны, которые он растолковывает двум попавшим в тюрьму сановникам фараона.
Возвращаемся к первой фразе главы: «И поселился Яаков в земле, где проживал его отец…» Поселился, чтобы жить в спокойствии и мире. Мидраш замечает: просил у Всевышнего, чтобы дал ему спокойствие, но попал в пучину горя из-за Йосефа. Праведники просят: дай нам прожить в покое; Всевышний отвечает: мало того что вам, праведникам, уготована доля в мире грядущем, вы хотите еще спокойной жизни в этом мире?!
Действительно, вся биография Яакова — сплошные неприятности, проблемы, горести и слезы. Как внутри семьи, так и в отношениях с окружением. Намек на состояние, в котором прожил свою жизнь Яаков, наши мудрецы находят в восклицании пророка Йова (3:4): «Не было у меня (душевного) равновесия, не было покоя, не было отдыха, а был лишь трепет». Так мог сказать Яаков-авину: «не было равновесия» — из-за Эсава; «не было покоя» — из-за Лавана; «не было отдыха» — по поводу Дины (см. предыдущий раздел Ваишлах, гл.34); «был трепет (души)» — по поводу Йосефа.
У праведников не бывает спокойствия. Даже у Авраама и Ицхака. Просто Авраам никогда не жаловался на испытания, которым его подвергал Всевышний, а Ицхак невзгод вообще не замечал…
Закончим, как часто делаем, занимательным эпизодом из жизни знаменитых раввинов. Написано «И поселился Яаков в Стране». Предыдущая глава кончается на рассказе о старейшинах и царях Эсава, правивших землей Сеир. Несмотря на опасность такого соседства, Яаков плотно селится на земле, «поселяется». Здесь виден намек на известное правило: при появлении опасности — не беги сломя голову, а спокойно садись. Например, так надо поступать, когда налетит стая злых собак… Рассказывают, что однажды раби Меир Лейбуш (Амальбим) присутствовал в большом собрании в городе Кенингсберге и там стал объектом насмешек одного повесы, бывшего ученика ешивы, оставившего Тору. Зная, что его слышат многие, тот развязным тоном спросил учителя: «Известно, что когда входит рав, надо вставать. В то же время, когда прибегают собаки, надо сесть. Что велит делать Тора, когда одновременно появляются и рав, и собаки?» На этот издевательский вопрос знаменитый учитель моментально ответил: «В таких сложных случаях закон велит узнать, как принято поступать в том или ином городе. Давай пойдем по улице — я и ты — и посмотрим, что будут делать люди, — вставать или садиться?»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?