Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Коментарии к недельной главе Льва Кацина

— Почему Новый Свет называется Америкой, а не Колумбией? — шутя спрашивают американцы. — Христофор Колумб открыл Америку, а Америго Веспуччи сделал себе рекламу…

В каждой шутке есть доля правды. Реклама стала мощным двигателем торговли и призвана решать чрезвычайно сложную задачу современного общества изобилия. Как рекламировать товары и услуги, чтобы потенциальные потребители покупали их даже тогда, когда они в них не нуждаются?

Уже более полувека назад специалисты рекламного дела начали убеждать потребителей в том, что, обретая рекламируемый продукт, они реализуют свою заветную мечту. Психологи проводили исследования разных категорий покупателей, для того чтобы суметь связать продукт с мечтой этих людей. Не случайно зачастую рядом с рекламируемыми автомобилями вы видите красивых девушек. Но неужели находящийся в здравом уме человек поверит, что, покупая этот автомобиль, он познакомится с девушкой? «Дело не в здравом уме, а в подсознании», — ответят специалисты по рекламе. Проникающие в подсознание человека ассоциации и имиджи вызывают импульсы поведения, хочется приобретать рекламируемые товары, ибо кажется, что они принесут радость. Но эти иллюзии быстро рассеиваются после покупки, и разочаровавшемуся покупателю ничего не остается, как… предаться новой иллюзии о том, что, может быть, какой-то новый товар принесет ему радость. Проблема этого заколдованного круга не только в том, что человек тратится, залезает в долги, использует кредитные карточки, но и в создании у него иллюзии, что счастье не в его душе, а вне него. Реклама акцентирует внимание на том, чего у нас еще нет, а чувство удовлетворения придет лишь тогда, когда мы научимся радоваться тому, что уже есть.

… Сегодня самолеты и автомобили, мобильные телефоны и Интернет, удобное жилье и изобилие продуктов воспринимаются как само собой разумеющееся, а те блага, которые сейчас доступны рядовому человеку, всего столетие назад были недосягаемы даже для королей. Но умеет ли современный человек радоваться жизни?

Нам не следует во всем винить рекламу, ибо наша природа такова, что чем больше мы имеем, тем больше хотим иметь. «Если у человека есть сто монет, он хочет двести, — пишут мудрецы (Кохелет Раба, 1:34) — Покидая этот мир, он не реализует даже половины своих желаний!»… Не случайно мудрецы Талмуда («Поучения отцов», 4:1) писали: «Кто богат? Тот, кто радуется своей участи!»

«Не имеет никакого смысла выражать благодарность лишь один раз в году — в День благодарения, а следует делать это каждый день! — писал 23 ноября 2007 года Генри Фаунтейн в “Нью-Йорк Таймс”. — Согласно рекомендациям психологов, один из лучших способов выразить благодарность — это вести журнал, напоминая себе о том, что нам следует ценить». «Впрочем, важно не только писать об этом, но и концентрировать свое внимание, вновь переживать положительные события, — добавляет профессор Гарвардского университета Таль Бен-Шахар. — Если мы перестаем замечать и ценить хорошее в нашей жизни, то оно для нас перестает существовать».

«Благодарный человек получает реальную, конкретную пользу, — утверждает доктор Эммонс, автор книги “How the New Science of Gratitude Can Make You Happier”. — Укрепляется здоровье, улучшаются взаимоотношения между людьми, благодарный человек становится более активным, наполняясь энтузиазмом… радостные люди проявляют больше творческих способностей, повышают свою продуктивность».

… В том, что можно по-разному относиться к своим материальным достижениям, мы убеждаемся из встречи Яакова и Эйсава.

Тогда Эйсав сказал: «У меня есть много», а Яаков ответил: «У меня есть все» (Берешит, 33:9—12).

«У меня есть все» — все необходимое, поясняет Раши. Эйсав же говорил заносчиво: «У меня есть много» — больше, чем нужно.

В этом мы наблюдаем два разных подхода к жизни. Яаков радуется тому, что у него есть все необходимое, ибо верит: Всевышний дает человеку все, что нужно для исполнения его жизненной миссии. Эйсав же не рад, потому что всегда хочет иметь больше, чем ему нужно.

Впрочем, жадность, ненасытное стремление обрести больше, само по себе не является отрицательным качеством души. Весь вопрос в том, как человек воспользуется им, сумеет ли направить его во благо. Жадность может выражаться жаждой знаний, стремлением к самосовершенствованию, улучшением своего характера, желанием творить больше добра. И если в материальных вопросах нужно знать предел, то в духовных — следует всегда стремиться к большему, никогда не удовлетворяясь достигнутым.

«И поселился Яаков в земле, где жил его отец…» (Берешит, 37:1).

Пророки называют человека идущим, постоянно совершенствующим себя. Почему же, говоря о Яакове, Тора употребляет слово «поселился», которое буквально означает сел? Захотелось Яакову жить спокойно — тотчас постигло его несчастье с Йосефом, — объясняет Раши. — Стоит праведникам захотеть жить спокойно, как Всевышний говорит: «Мало праведникам уготовленного для них в мире грядущем, чтобы хотеть жить спокойно еще и в этом мире?»

«Легкая жизнь — это не жизнь!» — повторял глава иешивы «Атерет Исраэль» в Иерусалиме рав Эзрахи. Только преодолевая испытания, человек продолжает духовно расти, лишь рассеивая тьму, — обретает свет!

Благодаря Всевышнего за чудеса Хануки, мы прибавляем свечу каждый день праздника. В этом и состоит урок: чем больше ценим мы чудеса нашей истории, нашей жизни, чем больше благодарны мы своим близким, тем большей радостью и светом наполняются наши души. И хотя праздник Ханука отмечается восемь дней, мы можем продолжить наполнять свою душу светом каждый день года!


Знаменитый мудрец, знаток Торы, комментатор Писания и раввин дон Ицхак Абарбанель (Абрабанель) профессионально занимался государственными финансами большую часть жизни и имел возможность из первых рук познакомиться с государственной системой нескольких государств. Читать дальше

Религиозный Израиль

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»

Благословение коэнов у Стены Плача: история одной церемонии

Барух Фельдман

Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу

Адмор из Калива: во время поминальной сирены надо учить Тору

Редакция Толдот

Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».

«Эль-Аль» и святость шаббата

Йегуда Авнер

Операция «Обрезание»

Неизвестный автор

«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».

Об антисемитизме

Рав Моше Пантелят

Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.

Экскурсии на Храмовую гору

Редакция Толдот

Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля

Суперкомпьютер и действительность

Рав Ицхак Зильберштейн

По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?