Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Исток»

Начало недельного раздела посвящено драматическому эпизоду — встрече Яакова, возвращающегося в Святую землю после долгого отсутствия, со своим братом, Эсавом. Самой встрече посвящено меньше двух десятков предложений (в 33 главе). Но подробно и обстоятельно рассказано, как готовились к этому судьбоносному событию в стане Яакова (32 глава).

Тяжелые подозрения относительно намерений Эсава одолевали сердце Яакова, который, конечно же, никогда не забывал страшной угрозы: «Наступят дни траура по отцу, и убью Яакова, своего брата» (27:41). А поэтому приготовился Яаков к трем вещам: к тому, чтобы одарить брата подарками, к молитве и войне.

По мнению мудрецов, так должны поступать все евреи во всех поколениях — когда им предстоит встреча с нееврейским миром. Мидраш Раба рассказывает, что, когда святому учителю, раби Йеуде Анаси, руководителю народа в эпоху Мишны, надо было встречаться с тогдашними властителями Эрец Исраэль, с крупными римскими чиновниками, он всегда предварительно долго изучал главу Ваишлах. Раби хотел знать, как себя с ними вести — и учился у Яакова-авину, нашего праотца, который готовился к встрече с Эсавом, своим кровным врагом.

Эта учеба не потеряла своей актуальности и в наше время. Предваряя контакт с неевреями, мы обязаны, во избежание неприятностей, обратиться к тому, чем силен наш народ — к молитве, в которой мы просим помощи Всевышнего. Одновременно с этим мы готовы «к подаркам и войне». Мы не ищем конфликтов и многое способны уступить ради мира. «Задобрить» — не значит проявить слабость. (Очень часто своевременный подарок спасал жизнь евреев; тому в нашей истории много свидетельств.) Но, встретив несговорчивого противника — если он действительно несговорчив и агрессивен, — мы готовы говорить на единственном понятном ему языке — языке силы…

Содержание главы. Яаков посылает послов к Эсаву с подарками. Семья Яакова готовится к встрече. Ночной бой Яакова с незнакомцем. Победа Яакова. Незнакомец благословляет нашего праотца. Отныне он Яаков-Исраэль. Встреча с Эсавом. Братья расходятся с миром. Эпизод с Диной: сын правителя Шхема похищает ее, Шимон и Леви мстят шхемцам. Рахель рожает Биньямина и умирает…

Остановимся на самом странном эпизоде — на борьбе Яакова с незнакомым человеком. «И остался Яаков один. И боролся с ним некто до утренней зари, но, увидев, что не одолевает, коснулся до его бедренного сустава, и вывихнул (его)… И сказал: отпусти меня, ибо уже (показалась) заря. Но он (Яаков) сказал: не отпущу, пока не благословишь…» Много комментариев написано на этот отрывок. Все сходятся в одном: Яаков боролся не с человеком, а с ангелом, созданием из духовного мира. Ангелом Эсава. То есть, борьба велась, мы бы сказали, на идейном уровне. Прежде чем встретиться с Эсавом во плоти, наяву, Яаков победил своего идеологического противника, отрицающего Тору.

Но верно ли это? Кто кого победил, если хромым после битвы остался Яаков? Есть два вида борьбы. Борьба при помощи мышц: спортивная или уличная, где победа за тем, кто принудит противника к признанию поражения — положил на лопатки, утомил и т.д. И борьба идей: при помощи аргументов, логики, убеждений.

Видно, что между братьями велась борьба второго вида. Ангел Эсава, признав поражение, взмолился о пощаде. Но успел ударить по бедру. То есть, решил взять реванш, переведя борьбу в первый вид — кулачный бой. Аргументы у противника Яакова кончились, ударил он от бессилия.

Но почему боролись человек и ангел, а не два ангела, например? Потому что у еврейского народа нет «патрона» в духовном мире. Нам не нужен посредник между нами и Творцом. А Эсаву, семя которого разошлось по всем народам, главным образом, европейским, такой посредник нужен.

Отрывок заканчивался словами ангела: «Отныне будешь называться Исраэлем, ибо боролся с ангелом и людьми и победил» (32:29). С какими людьми? Комментатор Раши пишет: с Лаваном и Эсавом. Но ведь с Эсавом Яаков еще не встречался! Теперь мы видим, встречался. Только что. На уровне противостояния идей. И победил.

Надо уметь преодолевать противников не в рукопашной схватке. И тогда, после победы «наверху», можно не бояться проявления их угроз на материальном уровне. Вот что рассказывают про рава Ицхака Зеева Соловейчика (1886—1959), бывшего многие годы высшим авторитетом в мире Торы. В любой ситуации, в которой он оказывался, рав всегда говорил: «Главное, что скажут о нас на Небе. Дер икер — из нор вос тут зих ойвн».

В 1940 году советская военная комендатура Литвы издала циркуляр, предписывающий всем, имевшим квартиры в центре Вильнюса, по первому требованию уступать «жилплощадь» офицерам оккупационной армии. Квартира рава понравилась какому-то майору. Вместо нее был предложен на выселках сарай без окон и печи. Домочадцы рава собрались жаловаться. Он сказал им: «Яаков-авину боролся с ангелом Эсава, который сказал: ты боролся с ангелами и людьми и победил. Но ведь с людьми к тому времени он еще не боролся. Отсюда видим, что если ты победил ангелов, то считай, что победил и людей. Вот увидите, все будет в порядке».

Так и произошло. Майор нашел что-то лучше, а больше никто не приходил. И лишь когда рав с домочадцами уехал в Эрец Исраэль, сразу набежали люди в погонах и захватили квартиру.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?