Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
У Ицхака и Ривки после долгих молитв рождается двойня — Эсав и Яаков

Глава начинается своего рода заглавием, определяющим дальнейшее содержание: «Вот родословная Ицхака, сына Авраама» (25:19). Семь предыдущих стихов, которыми мы заканчивали чтение Торы в прошлую субботу, посвящались Ишмаэлю и начинались аналогично: «Вот родословная Ишмаэля, сына Авраама» (25:12). Между двумя отрывками проходит четкая граница, разделяющая две недельные главы. Эту границу провели наши древние учителя, которые разбили текст Хумаша на недельные главы, дав каждой из них название по первым значащим словам. В нашей главе первое значащее слово — толдот, родословная, история, жизнеописание: «Вот жизнеописание Ицхака». Обратите внимание на цифровые обозначения, которыми мы сопроводили обе цитаты. В одном случае стоят числа 25:12, во втором — 25:19. Это значит, что упоминание об Ишмаэле надо искать в 25 главе книги Берешит, в стихе номер 12. Упоминание об Ицхаке — тоже в 25 главе, но чуть ниже, в стихе номер 19. Недельные разделы ввели евреи, а цифровое деление — неевреи, но по причине некоторого удобства евреи переняли его, отмечая номера глав и стихов в печатных изданиях Торы. Так вот, по-еврейски два рассказа — об Ишмаэле и Ицхаке — читаются в разных главах, а согласно нееврейскому разделу — вместе, в одной главе, один за другим. Сделано это неевреями, как отмечают наши учителя, преднамеренно, чтобы показать, что родословная Ишмаэля древнее, главнее родословной еврейского народа. Впрочем, сама Тора с таким мнением не соглашается. Ибо что значат семь скупых стихов с перечислением ряда ничего не говорящих имен из рода Ишмаэля — в сравнении с текстом всего Пятикнижия, посвященного еврейскому народу?

Краткое описание главы. У Ицхака и Ривки после долгих молитв рождается двойня — Эсав и Яаков. Написано: «Ицхак полюбил Эсава». И написано: «А Ривка полюбила Яакова». Первый эпизод из жизни отроков: приходит Эсав с поля, где предавался любимому занятию — охоте, и видит, что Яаков готовит еду; почувствовав приступ голода, Эсав выменивает тарелку похлебки за свое первородство. Тем временем Ицхак переселяется в землю Плиштим. Всевышний благословляет его богатством. Завистливые плиштим (филистимляне) просят его покинуть пределы их страны. Второй эпизод из жизни Яакова и Эсава: Ицхак, предчувствуя приближение смерти, хочет благословить Эсава; пока тот выполняет задание отца, отправившего его в поле за дичью, его место занимает Яаков, который и получает благословение отца. Вернувшийся Эсав обнаруживает, что его обманули. Ривка, во избежание беды, отсылает Яакова пожить некоторое время у ее брата Лавана…

Если в начале главы, как мы отметили, зарождается тема отношений между евреями и неевреями — в виде «размежевания» Ицхака и Ишмаэля, — то в дальнейшем эта тема только усиливается: сначала мы знакомимся с народом плиштим, а потом впрямую — с нашим «родным братом» Эсавом. Об Эсаве особый разговор, но давайте посмотрим внимательнее на то, что написано об Авимелехе, царе плиштим, и его подданных. Читаем 31 главу: «И поселился Ицхак в Гераре… Сеял Ицхак в той земле и получил урожай сам-сто, — так благословил его Всевышний. И стал он весьма богатым… Одолела зависть плиштим. Все колодцы, которые выкопали слуги его отца Авраама, засыпали они землей. Сказал Авимелех Ицхаку: уйди, ибо ты богаче нас… И ушел он оттуда в Беэр-Шеву… Пришел к нему Авимелех из Герара… Сказал им Ицхак: почему пришли ко мне? ведь вы меня ненавидите… Сказали они: …заключим с тобой союз… чтобы ты не делал нам зла, как и мы не дотронулись до тебя, делая тебе только добро и отпустив с миром».

Замечательный отрывок! Вопрос первый: какое добро делали плиштим Ицхаку? Ответ: отпустили с миром. Это и есть добро по-филистимлянски. Всех, кто приходил к ним раньше, они, очевидно, убивали, а этого отпустили. Слава героям!

Но посмотрите на реакцию Ицхака. Он ничего не возразил. Не сказал: я вам колодцы копал, а вы меня изгнали. Он молча согласился на заключение союза. Почему? Да потому что в этом и заключается мудрость евреев: не возражать понапрасну, не требовать «справедливости» на пустом месте, а знать — что такова природа наших нееврейских соседей. Если лев, разинувший пасть, не откусывает голову журавлю, достающему ему кость из горла, то он совершает необычайно большой подвиг, подвергая насилию собственное естество. (Басню про льва и журавля мы находим в Мидраш Раба на нашу главу. Заметим, что Мидраш составлялся задолго до появления на свет народа, из среды которого вышел гений мировой литературы — Эзоп.)

Рассказывают, что как-то в Варшаве на заседании выборных представителей некий поляк-антисемит обрушился на знаменитого рава Меира Шапиру из Люблина, защищавшего в сейме интересы евреев. Оратор заявил с трибуны, что уже за одно то, что его соплеменники не громят «жидов», те должны сказать им спасибо. Раби Меир Шапира встал и сказал: спасибо. На вопрос учеников, почему он так сделал, раби ответил: «Все мы знакомы с тем, что написано в Мегилат Эстер. Мордехай-йеуди раскрыл заговор против персидского царя. Царь через несколько лет обратился к своим слугам: что сделали Мордехаю? Те ответили: ничего. А теперь я вас спрашиваю: почему Мордехай не получил награду? Ответ: потому что ничего не просил. Оставили в живых — и на том спасибо. Требовать награду не в характере нашего народа. Этому мы учимся у нашего праотца Ицхака, который был достаточно силен, чтобы воевать с врагами, но предпочитал мир и покой, ибо у еврея в этом мире есть более серьезные дела».


Знаменитый мудрец, знаток Торы, комментатор Писания и раввин дон Ицхак Абарбанель (Абрабанель) профессионально занимался государственными финансами большую часть жизни и имел возможность из первых рук познакомиться с государственной системой нескольких государств. Читать дальше

Религиозный Израиль

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»

Благословение коэнов у Стены Плача: история одной церемонии

Барух Фельдман

Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу

Адмор из Калива: во время поминальной сирены надо учить Тору

Редакция Толдот

Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».

«Эль-Аль» и святость шаббата

Йегуда Авнер

Операция «Обрезание»

Неизвестный автор

«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».

Об антисемитизме

Рав Моше Пантелят

Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.

Экскурсии на Храмовую гору

Редакция Толдот

Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля

Суперкомпьютер и действительность

Рав Ицхак Зильберштейн

По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?