Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Коментарии к недельной главе Льва Кацина

— В чем смысл встречи, посвященной годовщине 11 сентября? — спрашивал я себя, подходя к группе людей, которые, по традиции, собираются в это время в Ашер Леви парке (Сисайд-парк) в Бруклине. — Может быть, «доктор Время» залечивает раны, притупляет боль?

— Со временем мне становится все труднее и труднее, — с этих слов, будто отвечая на мой вопрос, начала свое выступление потерявшая сына Нелли Брагинская. — Боль не проходит, в сердце образовалось пустое место…

«Пусть место — Всевышний вас утешит!» — по традиции, этими словами евреи выражают соболезнование скорбящим (на иврите слова «хамаком йинахем этхэм»). В данном контексте слово «хамаком» — «место» употребляется иносказательно: Всевышний — место мира, ибо Он включает в себя весь мир, но мир не умещается в Нем.

Мы признаем тот факт, что мы не в силах принести утешение скорбящему. Зато мы можем пожелать утешения, обратиться ко Всевышнему с молитвой, чтобы Он утешил душу скорбящего. Потому эти древние слова являются не только выражением соболезнования, но и обращенной к Б-гу молитвой об утешении.

И тот факт, что в молитве этой в качестве имени Всевышнего употребляется слово место, не случаен. Это намек на то, что потеря любимого оставляет пустоту в сердце человека. Ибо наполненное любовью сердце потеряло объект своей любви. Потому еврей обращается ко Всевышнему употребляя Его имя место, указывающее, что Всевышний включает в себя весь мир со всеми его противоречиями, и что в конце концов Он направит ход истории, все события мира к лучшему, ибо «все, что ни делается, — к лучшему». Всевышний — место и в том смысле, что лишь Он может заполнить любовью «пустое место» в сердце скорбящего человека и принести ему утешение…

Некоторые мудрецы считают, что, обращаясь к скорбящему человеку, который во время семи дней траура сидит на чем-то низком, лучше сесть рядом с ним и произнести: «Пусть место — Всевышний вас утешит!» Почему сидя, а не стоя? Чтобы показать, что мы разделяем его боль, сострадаем, скорбим с ним.

В этом смысле мы должны были бы сесть рядом с потерявшими близких 11 сентября и, разделив их боль, сказать: «Не только вы потеряли любимых, но и мы вместе с вами. Террористы атаковали не только ваши семьи, но и нас всех…»

«Все мы американцы!», — с этим заголовком французская газета «Ле Монд» вышла сразу после терактов 11 сентября 2001 года. Тогда весь цивилизованный мир (за исключением ликующих пособников террора) содрогнулся, выражая сострадание пережившей трагедию Америке. Недавно та же «Ле Монд» вышла с редакционной статьей, утверждавшей что все больше людей считают: американцы получили по заслугам; 11 сентября постигло Америку в наказание за поддержку Израиля. Духовная слепота, охватившая ненавистников Израиля и Америки, стирает грани между добром и злом, преступниками и жертвами.

Помнит ли мир, почему началась война с террором? Помнят ли сегодняшние пацифисты о том, что Саддам Хусейн оплачивал террористам убийства израильтян? Во все времена находятся «миролюбцы», готовые занять удобную позицию умиротворения зла, договориться с Гитлером, Сталиным, Хусейном, с рвущимся к ядерному оружию Ираном. Неужели они забыли уроки истории? Впрочем, известно, что «история учит тому, что она ничему не учит».

Не случайно Тора призывает нас: «Помни дни мира, вдумайся в годы всех поколений» (Дварим 32:7).

«Помни, как наказал Всевышний тех, кто гневил Его: поколения Потопа, строителей Вавилонской башни, — поясняет Раши. — Вдумайся в годы всех поколений для того, чтобы осознать, что в будущем в Его власти творить вам добро…».

Еврейский новый год Рош Хашана Тора называет Денем Памяти — Йом Хазикорон. В этот день мы вспоминаем о прошлом и думаем о будущем, открывая причинно-следственные связи событий. И сегодня как никогда важно помнить о трагедии 11 сентября, о жестокой войне, навязанной террористами Израилю, чтобы суметь отличить добро от зла. Пусть эта память поможет нам наполнить наши сердца любовью к добру, которая будет крепче, чем ненависть сил зла к нам. Пусть, сокрушив зло, Всевышний утешит скорбящих и запишет всех вас, дорогие читатели, в Книгу жизни, здоровья, мира и счастья!


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?