Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Коментарии к недельной главе Льва Кацина

— В три часа ночи я почему-то проснулся с чувством тревоги и решил проверить, дома ли мой 15-летний сын, — рассказал мне один русскоязычный иммигрант. — Накануне он попросил разрешения вернуться с вечеринки в три утра. Я же потребовал, чтобы он был дома в десять вечера. Сын пришел домой раньше обычного и пошел спать. Проснувшись посреди ночи, я испытал беспокойство: где мой сын? Войдя в его комнату, я обнаружил пустую кровать. Что же делать?..

Как бы ни важно было знать, что делать, иногда еще важнее знать, чего не делать. Недавно один подросток признался мне: «Когда я убежал ночью из дома, то мама позвонила мне с криком: “Сволочь, убью тебя!”» Но могут ли крики и угрозы остановить детей? Силовые приемы если и действуют, то лишь кратковременно. Зато обострение конфликтов чревато ухудшением и без того хрупких взаимоотношений отцов и детей. По закону, действие рождает противодействие, насилие над детьми вызывает еще большее желание вырваться из дома, еще большее отчуждение от родителей.

Отец может попытаться остановить сына с поличным в момент ночного бегства. Но что будет делать отец, если сын перестанет убегать украдкой, а направится к двери у него на глазах? Попытается остановить его силой? А что если сын сильнее отца? Так что же делать?

Иногда лучше всего не делать ничего! Вместо того чтобы устраивать скандал (который все равно не решит проблемы), отец может сделать вид, что ничего не знает о ночном уходе сына, и постараться улучшить с ним отношения.

Однажды ночью мой учитель рабби Меир Ходош, духовный руководитель иешивы «Атерет Исраэль» в Иерусалиме, узнал, что кто-то из учеников сбежал из общежития. Реб Меир направился к автобусной остановке, но, увидев издалека троих учеников, неожиданно развернулся и пошел домой.

— Почему вы не остановили их? — спросили его.

— Я не хотел, чтобы они меня видели, — ответил он. — Я пошел к остановке лишь для того, чтобы узнать, кому из ребят нужно уделить больше внимания. Если бы я схватил их с поличным, то им больше нечего было терять.

Если ученик бежит украдкой из иешивы, это значит, ему еще важно, что думают о нем учителя и друзья. Если сын уходит украдкой из дома, то ему еще важно, что думают о нем родители. Поэтому если отец захочет осуществить прямой контроль над сыном и пойдет на открытую с ним конфронтацию, то он рискует потерять косвенное на него влияние. Нам следует решить, каким образом мы хотим управлять окружающими людьми. Хотим ли мы править страхом или заслуживать уважение и любовь наших близких?

Давайте задумаемся: как Всевышний правит миром? Он видит, но невидим! Само слово «мир», олам, на иврите означает «сокрытый». Всевышний сокрыл свое присутствие для того, чтобы предоставить человеку свободу выбора. Как сказано в нашей недельной главе: «Смотри, Я предложил тебе сегодня жизнь и добро, смерть и зло… И выбери жизнь!» (Дварим 30:15—19).

В день Рош-Хашана Всевышний предоставляет выбор каждому человеку. В какую книгу, праведников или негодяев, хочешь ты быть записан? Кем хочешь быть, и как хочешь прожить следующий год?

Что отмечает еврейский Новый год Рош-Хашана? Творение мира? Нет, творение человека! В соответствии с еврейской традицией, мир был сотворен 25-го числа еврейского месяца элула, а шесть дней спустя первого тишрея был сотворен Адам. Но если так, то почему еврейский Новый год не отмечается в день творения мира?

Почему в Рош-Хашана евреи слушают звуки шофара? В древности под звуки шофара короновали царей, — отмечают мудрецы одну из причин. Сотворив человека в Рош-Хашана, Всевышний стал Царем. Потому каждый год в этот день под звуки шофара евреи провозглашают Всевышнего Царем. Но почему Всевышний не стал Царем, сотворив мир шесть дней до того?

«Чем царь отличается от правителя, диктатора, тирана? — спрашивал Виленский Гаон. — Правитель навязывает свою власть, еврейский же царь великодушен, его правление принимают с желанием».

Всевышний стал Царем, сотворив человека, потому что лишь человеку дарована свобода выбора! Небесные светила, растения и животные подчиняются установленным Всевышним законам природы. И только наделенный разумом человек способен сделать свой выбор между добром и злом, направив свои силы на созидание или разрушение. Лишь человек, принимая добро, может добровольно принять Всевышнего, провозгласив его таким образом Царем!

Всевышний сотворил человека по образу и подобию Своему. И если Всевышний — Царь, то царственность есть и в каждом из нас! Так же и нам следует стремиться заслужить уважение окружающих, а не подчинять их волю своей. Проявляя уважение к людям, их желаниям, мы выражаем этим заложенную в нас царственность. Царь не навязывает себя и свою волю, подобно тирану, а предоставляет другим возможность сделать выбор. Если же человек правит с помощью страха, то с исчезновением страха или с исчезновением самого человека исчезает и его влияние на других.

Человек, ты хочешь стать «царем»? Тогда сначала «сделай царем» своего друга! Если муж хочет стать в своем доме «царем», он должен сначала сделать «царицей» свою жену. Если отец хочет заслужить уважение сына, он должен научиться его уважать. И если отец заслужил уважение детей, то они продолжат дело его жизни и передадут свое уважение к нему своим детям.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?