Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Коментарии к недельной главе Льва Кацина

— Ты уделяешь слишком много времени общественным делам, — обратился однажды ко мне рав Борух Эзрахи, глава иешивы «Атерет Исраэль». Приехав в Израиль в 1981 году, я поступил в эту иешиву в Иерусалиме. Но мои друзья оставались в Москве: кто в отказе, а кто и в тюрьме. И я старался делать все что мог для привлечения внимания израильтян к судьбе отказников и узников Сиона. Организовывал демонстрации, выпускал брошюры. Тогда глава иешивы решил деликатно поговорить со мной, двадцатилетним парнем. Его слова навсегда врезались мне в память.

— Как бы много ты ни сделал сегодня, это все равно очень мало в сравнении с тем, что ты сделаешь в будущем, если сам продолжишь расти духовно! — сказал он.

Я начал больше концентрироваться на занятиях в иешиве, продолжая, тем не менее в свободное время заниматься «общественными делами». Однажды я оказался в доме известного израильского спортсмена Рефаэля Гальперина, которого я попросил заступиться за узников Сиона. Рефаэль Гильперин родился в 1924 году в Вене, в 1933 его семья переехала в Палестину и поселилась в Бней-Браке, а его отец стал помогать великому раввину Хазон Ишу (1878—1953) строить Бней-Брак. Учась в знаменитой иешиве «Хеврон», Рефаэль начал увлекаться спортом: карате, боксом, борьбой. Став чемпионом Израиля, он пришел к Хазон Ишу и попросил его благословения на поездку в США. «Хочу стать профессиональным борцом, заработать деньги и открыть спортивную школу в Израиле», — сказал он. «Зная мою глубокую привязанность к Торе, Хазон Иш взял мою руку и благословил», — вспоминал он много лет спустя.

Рефаэль Гальперин стал легендой американского профессионального спорта, СМИ называли его «борющийся раввин» — «The Rasslin» Rabbi». Дан Паркер писал в New York Mirror, что в 50-е годы Гальперин победил во всех проведенных им 159 матчах, в 32 одержал победу быстрее чем за минуту, добившись небывалого в истории американского спорта результата.

— Однажды на соревнованиях каратистов в Японии я увидел молящегося японца, — рассказал мне Рефаэль Гальперин. — Это заставило меня задуматься, и я вернулся к Торе…

Я застал рава Гальперина в его квартире в Тель-Авиве, на стенах висели фотографии его триумфальных выступлений. Сам он сидел за столом и писал книгу «Атлас еврейской истории»…

Однажды отец Рефаэля пришел к Хазон Ишу и сказал, что хотел бы оставить общественные дела и посвятить все свое время изучению Торы. Однако Хазон Иш сказал: «Твоя миссия — строить город Торы Бней-Брак, что поможет многим изучать Тору»…

Мой раввин указал мне больше изучать Тору, а Хазон Иш настоял, чтобы отец Рефаэля продолжил заниматься общественными делами. Впрочем, в этом нет противоречия. «Всему свое время!» — писал царь Соломон. Возможно, молодые должны в первую очередь учиться, а те, кто уже выучились, — помогать другим. Тем не менее, я хотел бы дилеммой «помогать себе или другим» предварить следующий рассказ…

Однажды пожилой «мешулах» — «посланник» иешивы Слуцка оказался в Радине (Литва), пришел к легендарному Хофец Хаиму, рабби Исроэлю Меиру Когану (1838—1933), и попросил его благословения.

— Хочу оставить сбор средств для иешивы и посвятить все свое время изучению Торы, — сказал «мешулах».

Хофец Хаим дал благословение, «мешулах» направился к дверям, но вдруг ребе попросил его вернуться.

— Почем пара ботинок? — спросил Хофец Хаим.

— Смотря каких. Сапожник продает за десять рублей, а сделанные на фабрике можно купить и за семь.

— И сколько они зарабатывают на продаже?

— Сапожник, скажем — четыре рубля, а хозяин фабрики — два.

— По-твоему, сапожник богаче хозяина фабрики?

— Нет, пока сапожник продаст одну пару ботинок, хозяин фабрики уже продаст сотню!

— Так ты хочешь быть сапожником или хозяином фабрики? Если ты посвятишь все время Торе и перестанешь собирать деньги, то иешива закроется, и сотня учеников перестанет изучать Тору!..

«Смотри, я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие. Благословение, если будете слушать заповеди» (Дварим, 11:26). Почему в первом слове «смотри» Тора обращается к одному человеку, а продолжает повествование во множественном числе? Для того, чтобы каждый испытал чувство ответственности за коллектив, за всю общину, за весь народ, объясняет Кли Йакар, рав Шломо Эфраим из Лунжиц (1550 — 1619). Мудрецы Талмуда писали (Кидушин, 40), что человек не должен считать себя праведником или негодяем, а находящимся в равновесии заслуг и грехов «средним евреем», ощущая, что следующим своим поступком он может опрокинуть чашу весов в ту или иную сторону, влияя таким образом на свою семью, общину, народ и весь мир.

Человек, посвящающий себя духовному росту, может добиться высот, достигнув даже уровня пророчества, однако все равно заслуги того, кто обучает других, гораздо большие! — писал Рабейну Бахья (умер в 1340 году в Испании) в своей книге «Обязанности сердца».

«Мудрые будут сиять, как сияют небеса, и ведущие многих по пути справедливости — как звезды во веки веков», — писал пророк Даниэль (12:3). Почему «ведущие многих», те кто направляют других людей на путь справедливости, подобны сияющим во веки веков звездам?

Тот, кто помогает другим, включает цепную реакцию добра, уподобляется сияющим «во веки веков звездам», благодаря заслугам своих учеников, заслугам их детей и заслугам всех поколений их потомков!


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?