Темы: Недельная глава, Балак, Билам, Реувен Пятигорский, Моав, Единство еврейского народа
Увидев, как сыновья Израиля на подходе к Святой земле разгромили эмореев, испугался царь Моава — Балак. Так начинается наша недельная глава. Испугавшись и поняв, что своими силами ему с евреями не справиться, царь послал гонцов к пророку Биламу: «Прошу, приди, прокляни мне этот народ, который сильнее меня… Ведь я знаю: кого ты благословишь, тот благословен, а кого проклянешь, тот проклят». К посланцам-моавитянам присоединилась делегация из Мидьяна.
Добрались посланцы до Билама, однако тот отказался идти с ними, сказав, что ему запретил Всевышний. Снова послал Балак свою знать с поклоном: «Не отказывай; все, что попросишь, сделаем». И снова те получили отказ. Но прошла ночь — и Билам согласился…
Не будем пересказывать Тору. Предполагается, что читатель наших выпусков знаком с содержанием глав. Поэтому давайте вместо пересказа зададим несколько вопросов, которые возникают при чтении.
Почему глава носит имя злодея Балака? В Торе пятьдесят четыре недельных главы, и только пять из них названы по именам людей: Ноах, Йитро, Корах (о нем мы читали две недели назад), Балак и Пинхас (будем читать через неделю).
О Ноахе сказано: «Человек праведный и непорочный». Йитро, тесть Моше, заслужил дать имя главе тоже в силу высоких личных качеств. То же самое можно сказать о Пинхасе, внуке Аарона. Что касается Кораха, то люди, вместе с которыми он вошел в историю, были, как говорят наши мудрецы, «великими в Учении»… Но Балак? Он-то чем заслужил такую честь?
Объяснение находим в Талмуде: «Балак принес в общей сложности сорок две жертвы во Имя Творца (проверьте по тексту). Поэтому удостоился, чтобы из его потомства произошла Рут. А из нее произошли еврейские цари — Давид и Шломо».
Как видим, вознаграждается любое благое деяние, — даже если оно совершено руками злодея. Балак признал Всевышнего — и Всевышний признал Балака, увековечив его имя в Своей Торе.
Еще написано: «Увидел Балак, что сделал Израиль эмореям». Но в предыдущей глава рассказано, что евреи победили не только царя эмореев Сихона, но и башанского царя Ога. Почему Балак не испугался того, что сделали сыновья Израиля Огу?
Мудрецы дают такой ответ. Есть правило в Торе: везде, где сказано о евреях одним словом — Израиль, содержится намек на то, что в данном конкретном случае евреи выступали как один человек — в одном порыве, «одним сердцем». Например, перед получением Торы на Синае сказано о всем народе: «И встал Израиль против той горы».
Про битву с Сихоном написано: «И ударил по нему Израиль». В то время как про бой с Огом говорится: «И ударили по нему и по всему народу».
В победе над эмореями проявилось единство евреев. Не военное еврейское мастерство напугало Балака, ибо мастерства те еще не приобрели. Написано: «Очень испугался Моав того народа, потому что велик он». Велик он — сказано в единственном числе. Вот чего боятся во всех поколениях наши ненавистники — внутриеврейского единства.
Почему Моав пригласил в делегацию к Биламу представителей далекого Мидьяна, а не эдомян, своих ближайших соседей с юга и востока?
Спросили моавитяне: кто ведет евреев? Знающие люди ответили: Моше. — Где жил Моше, кто с ним хорошо знаком? — После побега из Египта Моше долгие годы провел в Мидьяне; жители Мидьяна с ним знакомы. — Ненавидят ли мидьяне евреев? — Еще как ненавидят! — Пошлите к мидьянам.
Послали к мидьянам. Спросили: какое качество Моше помогает ему? Те ответили: сила слова и убеждения; не воин он, а учитель и наставник. — Как его можно победить? — Только словом! — Тогда пошлем-ка людей к Биламу-пророку, пусть словом проклянет и Моше, и его народ…
Ничего не получилось у Билама. Сколько ни пытался он произнести хулу на еврейский стан — из его уст выходили только благословения.
Сколько ни замышляют против нас враги, они раньше передерутся между собой, чем нанесут нам ощутимый урон. Им давно пора знать, что, как нас нельзя победить, если мы объединены, так и им давно бы пора объединиться. Но даже их единство поможет им только в том случае, если наш стан — не дай Б-г! — будет поражен изнутри ссорами и раздорами.
Что можно сказать о характере союза, который заключается между людьми? Из Торы видно, что не было врагов более непримиримых, чем Моав и Мидьян. Но нужда заставила их объединиться на время. Это как союз двух псов, сказавших: сегодня волк расправится с одним, завтра придет к другому; давай нападем на него вместе. До любви в таком союзе далеко.
Сказали наши мудрецы: «Любовь, связанная с заинтересованностью, ненадежна. Пройдет интерес — исчезнет любовь». Где мы видим пример любви, которая связана с общим интересом? В истории Балака и Билама. Пока они нуждались во взаимной помощи для осуществления своих антисемитских замыслов, они «любили» друг друга. Но конец их любви известен: «И встал Билам, и пошел, и возвратился в свое место. А Балак тоже пошел своей дорогой».
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Все сильнее становилась пальба, все чаще пролетали снаряды. Но все равно настроение у нас было приподнятым.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Арабы творили там все, что им заблагорассудится, а английские военнослужащие, присланные британскими властями специально для поддержания порядка, при любом инциденте неизменно смотрели в другую сторону
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Евреи вынуждены бежать из Старого города, чтобы не стать жертвами арабов
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.
Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»
Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?