Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Коментарии к недельной главе Льва Кацина

— Впервые я пришел в «Синай Академи» только из любопытства, хотел взглянуть на еврейскую школу и через пару дней уйти в паблик скул, — рассказывал Саша Каплун в праздник Суккот в шалаше школы. — Но в школе я встретился с прекрасными педагогами и приобрел друзей. Почему-то именно меня, а не других учеников, пригласили на Шаббат в замечательную американскую семью, и, благодаря завязавшейся на долгие годы дружбе, я остался в «Синае». Затем я продолжил образование в иешиве «Нер Исроэль» в Балтиморе, в иешиве «Мир» в Бруклине и в крупнейшей иешиве Америки — «Лейквуде». Все это время я не понимал, почему именно мне так повезло. А сейчас понял: всем я обязан своей бабушке!

Во времена голода в Украине она продала все имущество, чтобы спасти от смерти жителей своего местечка под Киевом. Бабушка принимала и кормила нуждающихся, и потому меня, ее внука, принимали и угощали за субботним столом!

Так спонтанно отреагировал Саша на мой рассказ о смысле праздника Суккот, отмечающего чудо существования еврейского народа, невзирая на преследования, изгнание и уничтожение. Впрочем, у этого чуда есть и духовное объяснение.

Когда Авраам увидел путников в пустыне, то, преодолевая боль (на третий день после обрезания), он бросился им навстречу. Накормил и напоил их, посадил в тень дерева, спасая от знойного солнца. Всевышний отблагодарил Авраама, спасая его потомков в Синайской пустыне — мера за меру: за еду — манной небесной, за питье — водой из колодцев, за тень дерева — спасающими от знойного солнца облаками, о которых мы вспоминаем в тени шалаша в Суккот.

Этим рассказом Тора учит нас: удостоиться спасения можно, лишь спасая других! Возможно, люди, которые заслуживают спасения, награждаются за заслуги своих родителей, бабушек и дедушек, и те, кто спасают людей сегодня, удостоятся того, что в будущем их дети и внуки будут спасены.

Услышав эти слова, Саша тут же рассказал о своей бабушке…

Мы находим подтверждение этой мысли в Торе. Фараон приказал повитухам топить еврейских детей. «Но повитухи боялись Всевышнего и не исполнили приказания царя Египта, сохранив мальчикам жизнь… Всевышний отплатил повитухам добром… и устроил им дома (династии семейств их)» (Шмот, 1:17—21). Дома (династии) священнослужителей коганим и левиим от Йохевед и царей от Мирьям, — поясняет Раши, приводя слова Талмуда.

Об этом писал царь Давид в своих Псалмах: «Творит человек добро и дает ссуды (беспроцентные), потомство его благословенно». Кажется, что помогающий другим людям не думает о своих детях. Однако в действительности все наоборот, поясняет Хатам Софер: делая добро другим, человек заслуживает благословения для своих потомков…

Когда в Бруклине в 1988 году была основана еврейская школа «Синай Академи», много гостей пришли на празднование «выкупа первенцев» (некоторых учеников школы). Тогда к собравшимся обратился глава иешивы Филадельфии рав Элья Швей.

«Кто за Всевышнего — ко мне!» — этими словами (с которыми во время греха золотого тельца обратился к евреям Моисей, спустившись с горы Синай) рав Швей начал свое выступление в «Синай Академи», призывая американских евреев помочь детям иммигрантов из России. Тогда рав Швей привел следующую историю.

Однажды студент довоенной литовской иешивы Шимон Шваб (в будущем ставший одним из крупнейших американских раввинов) предстал перед знаменитым Хофец Хаимом — равом Исроэл Меир Коганом.

— Откуда ты? — поинтересовался Хофец Хаим.

— Из Германии.

Хофец Хаим понимал, что ассимиляция угрожала существованию еврейской общины Германии, и лишь немногие молодые люди изучали Тору в иешивах.

— Ты кохен (семейство левитов, потомков служителей Храма)?

— Нет.

— А ты знаешь, почему я кохен?

— Потому что ваш отец был кохен (кехуна передается по отцовской линии).

— А почему мой отец был кохен?

— Потому что ваш дед был кохен.

— А почему мой дед был кохен? — продолжал раввин и увидел молодого студента. — Когда Моисей спустился с горы Синай, он заметил танцующих вокруг золотого тельца евреев. «Кто за Всевышнего — ко мне!» — воскликнул он. На его призыв откликнулись левиты. Это произошло более трех тысяч лет назад, но их потомки — кохены и левиты — продолжают наслаждаться привилегиями и почестями по сегодняшний день! Так велика награда тех, кто не плывет по течению, не идет за толпой, а откликается на призыв: «Кто за Всевышнего — ко мне»!

… Среди русскоговорящих евреев Америки, к сожалению, немногие воспитывают своих детей в духе Торы, но велика будет их награда! — слышал я недавно выступление главы иешивы «Мир» рава Золтого, ребе Саши Каплуна. — Почему Тора указывает «не исчислять колено Леви… среди сынов Израиля» (Бемидбар, 1:49)? «Царский легион заслуживает, чтобы его сосчитали отдельно, — приводит Раши слова мудрецов и дает еще одно объяснение: Всевышний знал, что всем исчисленным от двадцатилетнего возраста и старше суждено будет умереть в пустыне, потому сказал Он: пусть левиты не войдут в этот счет, ведь они принадлежат Мне, они не согрешили поклонением золотому тельцу». Когда-то левиты приблизились к Творцу, ответив на призыв Моисея: «Кто за Всевышнего — ко мне!», — продолжил рав Золтый, приведя слова Мидраша. — Потому Он приблизил их и их потомков к Себе, сделав их легионом Царя, людьми, служащими в Храме и обучающими Торе весь народ. Так же будут благословенны все те, кто и сегодня не плывет по течению!


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?