Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Коментарии к недельной главе Льва Кацина

— Посетив Майданек, Освенцим, Варшавское гетто, я была потрясена, — поделилась со мной моя дочь Мирьям-Броха. — Когда я смотрела документальный фильм о Варшавском гетто и видела кадры изнуренных голодом детей, то не смогла сдержать слез…

После окончания школы в Нью-Йорке моя дочь продолжила еврейское образование в Израиле. В преддверии праздника Песах она приняла участие в посвященной теме Холокоста поездке по Польше. В субботу девушки собрались в синагоге в Варшаве.

— Как можно после увиденного продолжать радоваться жизни, отмечать субботы и наши праздники? — спросил собравшихся руководитель поездки рав Кохен. — Этот вопрос стоит перед каждым человеком, пережившим личную трагедию, потерю близкого.

Этот же вопрос стоял перед евреями в момент Исхода. Моисей предписал им печь мацу и с радостью исходить из Египта. Но как можно было радоваться Исходу, если в недавнем прошлом евреи пережили ужасы рабства — их детей топили в Ниле или замуровывали в пирамиды?

В начале пасхального Седера хозяин дома разламывает кусок мацы пополам, одну часть показывает и произносит: «Вот хлеб бедности, который ели наши отцы в Земле Египетской… Сегодня мы рабы, пусть же в будущем году мы будем свободными людьми».

Но почему он прячет другую часть мацы?

Для того, чтобы дети нашли ее и получили пасхальные подарки? Несомненно! Но есть и более глубокое объяснение.

С одной стороны, маца напоминает о страданиях рабства — ведь ее ели наши отцы в Египте. С другой стороны, маца — это хлеб веры, вдохновляющий нас надеяться на обретение свободы. Первая половина куска мацы — символ хлеба рабов, а вторая половина, которую прячут до окончания Седера, как бы намекает на то, что есть нечто сокрытое, что раскроется лишь в Конце Дней. Не случайно, что этап Седера, когда приносят последний кусок мацы, называется цафун — спрятанное, сокрытое. Возможно, авторы пасхальной Агады намекали на великую награду переживших страдания праведников: «Как велико добро, которое сокрыл Ты для трепещущих перед Тобой» (Псалмы 31:20). Свет, который Всевышний спрятал для того, чтобы наградить в будущем праведников, также называется «Ор хаЦафун» — «Сокрытый свет». Даже когда еврей проходит сквозь тьму, он все равно не теряет веры в ожидающий его свет.

Наша недельная глава рассказывает о двух сыновьях Аарона, которые умерли во время службы в Храме. Тогда Моисей обратился к брату с утешением. В ответ Аарон не спорил, не обвинял Б-га, он «промолчал» (Ваикра 10:3). «За это молчание Аарон был вознагражден, — объясняет Раши. — К нему одному обратился Всевышний».

Казалось бы, согласно принципу «мера за меру», наградой за молчание Аарона должно было быть молчание Всевышнего. Почему же в награду за молчание Всевышний обратился со словами пророчества не, как обычно, к Моисею, а к Аарону? Потому что иногда молчание выражает больше мыслей и чувств, чем любые слова. За это «красноречивое» молчание Аарон был награжден обращенной к нему речью Всевышнего.

Известно, что пережившие ужасы Холокоста мудрецы Торы не предлагали своих ответов на вопрос «почему?», объясняя, что молчат, подобно Аарону, молчание которого выражало смирение и веру. Подобно Аарону и двум его младшим сыновьям, продолжившим службу в Храме после трагедии, и они восстанавливали разрушенный войной мир…

Всех самозваных судей я прошу: не смейте прикасаться к пеплу святых, вознесенному на алтарь страданий еврейского народа, — пишет узница Краковского гетто Перл Бениш в своей книге «Победить дракона» (с. 9). — Пожалуйста, не предлагайте своих объяснений, не давайте ответов на вопросы, вызывающие у нас боль, потому что в действительности вы ничего не знаете. Потому что не знает никто!

В самые страшные моменты, когда вокруг нас рушился мир, и мы, рыдая, спрашивали «почему?», мы все равно знали то, что сказал царь Давид (Псалом 118:23): «От Всевышнего произошло все это, и это сокрыто от наших глаз!»

Почему все это произошло?

«Это сокрыто от наших глаз! Лишь Тот, Кто направляет ход истории, знает ответ на вопрос “почему?” Придет день, когда мир наполнится мудростью Всевышнего, и тогда мы все сможем понять!»

Придет время, когда сокрытое откроется, и тогда станет ясно, что Всевышний никогда не оставлял свой народ, — пишет рав Гедалия Шор. — И что все страдания изгнания были лишь этапом окончательного освобождения, как сказано: «Я не покидал их, ибо Я — Всевышний, и Я отвечу им» (Захария 10:6).


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?