Темы: Недельная глава, Деньги, Толдот, Яаков, Будущий мир, Первородство, Эсав, Рав Бенцион Зильбер
Стоит ли первородство чечевичной похлебки? Стоит ли чечевичная похлебка первородства? Кто выиграл и кто прогадал в этой сделке? Не прогадал ли Эсав, согласившись на этот промен?
Известно, что исполнение священной службы в те времена возлагалось на первенцев… Первенцы лишились этого права много позже, после того, как приняли участие в поклонении золотому тельцу… Значит, священнослужителем должен был стать Эсав. Эсав же отнюдь не рвался молиться и приносить жертвы. Кстати, для него это было бы и рискованно. К священнослужителю Б-г предъявляет особые требования и за их нарушение может укоротить жизнь. Так, например, нельзя исполнять священную службу, не стригшись долгое время или выпив вина. Это серьезный грех, а Эсаву вовсе не хотелось в чем-то себя ограничивать…
Помню, у одного моего знакомого в дровяном сарае валялись, покрываясь пылью, ценнейшие книги Талмуда и Шулхан Арух. Ясное дело, я предложил ему продать их мне…
Вот Яаков и ждал случая, чтобы предложить Эсаву продать первородство.
(Раввин Ицхак Зильбер. Беседы о Торе)
У евреев есть закон о наследовании, по которому первенец получает две доли наследства сравнительно с другими детьми. По-видимому, в те времена он еще не действовал. Вряд ли Эсав совершил бы столь грубый промах, в таких-то вещах он разбирался. Так что в этом отношении он ничего не терял. С другой стороны, первенец — продолжатель дела отца. Это тоже чего-то да стоит. Получается, что Эсав отдал высокую жизненную задачу за похлебку. Так, может быть, сделка была обманной?
С точки зрения Эсава, прогадал как раз Яаков. Ведь он обменял нечто совершенно эфемерное на вещь вполне ощутимую и реальную. Эсав даже, говорит мидраш, насытившись как следует, позвал приятелей, чтобы вместе посмеяться над простаком Яаковом.
Возможность вести священнослужение и приносить жертвы в глазах Эсава не стоила вообще ничего, да еще сулила неприятности. Он считал, что сделка для него как нельзя более выгодна: избавился от опасных обязанностей и получил прекрасный обед впридачу. Это уже потом, когда он понял, что с первородством связано главное благословение отца, он увидел еще и другую сторону медали. Да и то, в общем-то, ущерб был ему в значительной степени компенсирован благословением, которое он получил от отца после Яакова.
У этой темы есть два аспекта. Первый — что сколько стоит? И второй — что на что мы в этой жизни меняем?
По поводу первого расскажу такую хасидскую историю. Жил-был хасид-бедняк, и не было у него денег на свадьбу и на приданое дочери. Пошел он к ребе за советом, и ребе сказал ему: «Иди туда-то и туда-то и купи первое, что предложат». Взял хасид единственный рубль, что у него имелся, и пошел. Пришел в указанное место, там народу много, купцы сидят, люди разные ходят. Кто-то предлагает: «Продаю свой олам аба (буквально — Будущий мир, имеется в виду — место, награду, которая полагается душе после ухода из земного мира)». Хасид и купил. За рубль.
На этом история не кончилась. Пришел человек, продавший олам аба, домой и похвастался жене, как ловко рубль заработал. А жена вдруг и говорит: «Не хочу с тобой жить. У тебя олам аба нет. Какой же ты еврей после этого? А с неевреем я жить не стану».
Вот так раз! Семейной жизнью этот человек дорожил, а потому побежал обратно, нашел хасида-покупателя, пытается вернуть ему рубль и аннулировать сделку. А тот не согласен: «Торговля — это торговля. Ты вещь продал, она уже не твоя. А я ее по другой цене продаю». Долго они торговались, и в конце концов прежний владелец олам аба выкупил его за сумму, достаточную для того, чтобы дать приданое и сыграть свадьбу дочери хасида.
О дальнейших событиях рассказывают разное. То ли горе-продавец в одиночку, то ли вместе с хасидом-покупателем поехал к ребе — поговорить о том, что случилось и правильно ли они действовали. А другие говорят: к ребе поехала жена «продавца». И сказала: «Я, конечно, рада, что мы помогли выдать замуж девушку. Но мне хотелось бы знать: действительно ли олам аба моего мужа стоит всего рубль?» «Когда твой муж продавал его, — отвечал ребе, — да, стоил он не больше того, как был оценен владельцем, а вот потом, когда твой муж помог бедной девушке, он уже стоил гораздо больше».
Рав Хаим Шмулевич, глава ешивы «Мир», в одной из бесед по этике сказал ученикам: «Если аврех (женатый студент) пропускает занятия Торой по какой-то незначительной причине, он назначает своим занятиям Торой именно эту низкую цену. Снижает ценность своей Торы».
Каждая вещь ценится соответственно тому, как сам хозяин ее оценивает. А значит — в сделке Яакова с Эсавом обмана не было.
И еще несколько слов о втором аспекте темы. Что на что мы меняем? В обмене материального на материальное люди обычно неплохо ориентируются. Но ведь в жизни часто происходит и обмен духовного на материальное. Стоит ли оно того? В конце-то концов, необходимый минимум материального мы всегда получаем. И главный вопрос жизни — стоит ли его увеличивать за счет духовного?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?