Из цикла «Врата востока», темы: Ваишлах, Врата востока, Исраэль Спектор, Праведник
ויאמר יעקב אלקי אברהם ואלקי יצחק... הצילני נא מיד אחי מיד עשו
«И сказал Яаков: Б-же отца моего Авраама и Б-же отца моего Ицхака... избавь меня от руки брата моего, от руки Эсава» (32:12).
Даже когда случается беда, когда острый меч занесен над головой — должен человек молиться Творцу о милосердии, как это сделал Яаков перед встречей с Эсавом.
Рассказывают, что р. Яаков Алишар был послан в общины Ирака и Ирана собирать средства для общины города Хеврона. Прибыв в Иран, нашел рав своих собратьев-евреев в необычайной тревоге. Главы общины рассказали ему, что новый шах задумал истребить всех евреев, и некоторых из глав общины уже заключил в тюрьму. Сказал им рав: Как спас Г-сподь Яакова из рук Эсава, так спасёт вас Г-сподь из рук разбойного шаха. И стал рав молиться Творцу и просить Его отменить наказание. Помолившись, сказал он главам общины: «Знайте, что Г-сподь услышал мою молитву».
Наступил день предполагаемой резни, и евреи с трепетом ждали своей участи: в любую минуту могли придти слуги шаха, чтобы убить их, — но, к радости евреев, этот день прошел так же, как предыдущий. Ни один из слуг шаха не явился в еврейский квартал.
Около полудня услышали евреи, что произошло. Утром нашли шаха в постели мёртвым. Поднялся большой переполох, и все позабыли о шахском указе.
Радовались евреи этому чуду и были уверены, что наказание было отменено Г-сподом благодаря молитве праведника р. Яакова Алишара.
(32:25)ויותר יעקב לבדו
«И остался Яаков один» (32:25)
Раши толкует этот отрывок так: Яаков забыл мелкие вещи и вернулся за ними. Учат наши мудрецы, что праведники ценят своё имущество больше своих тел (Талмуд, Хулин 81).
Раби Шмарья Левин был мудрецом и очень богатым человеком. В 5594 (1834 г.) решил раби Шмарья с семьёй переехать в Эрец Исраэль и обосноваться в Иерусалиме. Однако экономическая ситуация в стране была тяжелой, дела раби Шмарьи шли плохо и вскоре он потерял всё своё имущество. Когда же в доме не осталось и куска хлеба, решил возвращаться в галут. Перед отъездом зашел раби Шмарья попрощаться с главным равом Йеудой Навоном. Тонкая улыбка появилась на лице раби Йеуды, когда тот услышал о причине вынужденного отъезда раби Шмарьи. Сказал тогда раби Йеуда: «Вижу я, что раби Шмарья — праведник, ибо предпочитает он имущество — телу. Многие озабочены тем, чтобы быть похороненными в Эрец Исраэль, но уважаемый рав похоронил в Эрец Исраэль своё имущество!»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?