Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Что есть у тебя, чтобы почтить другого человека? Ум? Сердце? Мастерство? Все это даровано тебе Богом.

Как-то раз, отправившись в Люблин к Хозе-провидцу, ребе Давид из Лелова по пути остановился у своего друга, которого должен был взять с собой. Тот жил очень бедно, но все-таки попросил жену приготовить ужин для гостя. Женщина растерялась. Все, что у нее было, — это немного муки — ни щепотки соли, ни капли масла. Тем неменее она пошла в лес, собрала хворост для печки, затем замесила муку с водой и наварила на ужин клецок. Уже вернувшись из Люблина, ребе Давид рассказал своей жене о путешествии и среди прочего сказал:

— Когда я ужинал у друга перед совместной нашей поездкой, его жена приготовила необычайное лакомство. Такое было ощущение, будто она приправила это блюдо специями из Ган Эден(1). Никогда не ел ничего подобного!Зная о мистическом складе ума своего мужа и о том, как трудно произвести на него впечатление явлениями этого мира, жена ребе поняла, что ему довелось попробовать действительно редкостное угощение, и при случае не преминула о нем вспомнить, чтобы выведать рецепт.

— Какой рецепт? — удивилась жена друга ребе. — Это была мука с водой.

— Нет, нет, мой Давид сказал, что вкус был такой, словно ты приправила пищу специями из Ган ЭденВнезапно глаза той женщины округлились от осенившей ее догадки.

— Гут ин химел(2)! — воскликнула она. — Собирая хворост для печи, я молилась, говоря: «Рибоно шел Олам(3), мне нечем почтить ребе Давида, но у Тебя, ха-Шем(4), у Тебя есть Эдемский Сад. Пожалуйста, если можно, добавь немного специй в мои клецки, чтобы они понравились нашему гостю». Похоже, ха-Шем услышал мою молитву!

1. Ган Эден — Сад Эдемский.

2. Гут ин химел (идиш) — «Господь небесный!» — выражение благоговейного трепета.

3. Рибоно шел Олам — Господин Вселенной, одно из имен Бога; теплое любовное обращение к Богу.

4. Ха-Шем — Имя. Имеется в виду Имя Бога. В соответствии с Иудейским Законом это слово не произносимо. Поэтому используется эвфемизм ха-Шем, или просто Имя.

Комментарий Рами Шапиро: Что есть у тебя, чтобы почтить другого человека? Ум? Сердце? Мастерство? Все это даровано тебе Богом. Истоки всех твоих мыслей и идей можно найти в работах учителей и мудрецов прошлого. Твои чувства в действительности тебе не принадлежат — нельзя оставить при себе приятные эмоции, а неприятные отбросить. Дела твоих рук суть результат того, что кто-то обучал тебя и наставлял. Все, что у тебя есть, и все, что ты собой представляешь, пришло к тебе благодаря усилиям других людей; в конечном итоге все это — плоды Божьей благодати. Воистину, без Его даров ты — ничто.Осознав это, человек понимает, что он сам ничего не может дать окружающим и потому вынужден во всем полагаться на Бога: «Рибоно шел Олам, я ничто без Тебя и Твоих даров. Не в моих силах почтить как должно другого человека, и потому я обращаюсь к Тебе. Давай благодать людям через меня, я буду рад возможности служить им». Кто возносит такую молитву от всего сердца, тот воистину вкусит яств Сада Эдемского.


С приходом Гитлера к власти стал нарастать террор по отношению к евреям в Германии, который вынуждал евреев к массовой эмиграции из Германии. После начала войны планы Гитлера изменились: он захотел очистить от евреев не только Германию, но и всю Европу. Но евреи не были лишь жертвами войны: сотни тысяч сражались на фронтах, в партизанских отрядах и подпольях в гетто Читать дальше

«Иди, сынок». Глава 2

Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»

Вторая глава воспоминаний А. Шапиро — евреи в предвоенной Польше, Советская власть, атеизм

«Иди, сынок!». Глава 7

Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»

автобиографическая книга еврейского подростка из Польши

Спасение Торы из огня Катастрофы. гл. 6: Снова в западне.

Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»

Красная Армия оккупирует Литву, Латвию и Эстонию. Теперь на ешиботников можно навесить двойной ярлык: они не только "служители культа", но и "перебежчики", т. к. однажды уже предпочли Литву Польше, оккупированной Советами.

Спасение Торы из огня Катастрофы. гл. 4: Очертания чуда

Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»

«Б-жественное Провидение пожелало спасти Тору и учёных мужей от гибели. Вот почему ещё двадцатью годами раньше Г-сподь одному ему ведомыми путями начал подбирать и плести нити истории, из которых Он в итоге сплёл эпопею нашего спасения»