Темы: Тшува, Исправление качеств, Связь с Творцом, Элияу Левин
На пути возвращения к Творцу существует немало сложностей. Иногда человека вдруг охватывает чувство, близкое к отчаянию. Ему кажется, что жить по законам Торы он не в состоянии. Нет сил, чтобы изменить устоявшиеся привычки, окончательно объясниться с близкими родственниками и перестроить отношения со старыми друзьями, далекими от Торы. Масса сложнейших на первый взгляд вопросов не дает человеку покоя: «Как поддержать дружескую компанию, если разрешено есть только кашерное? Если в субботу не работать, то на что жить? Разве можно стать другим человеком в моем возрасте?» И так далее.
Этот длинный список «уважительных» причин впечатляет. Но! С каждым годом все больше и больше евреев, молодых и в преклонном возрасте, высокообразованных и не очень, полностью оторванных от истоков и более близких к традиции, возвращаются в лоно своего святого и древнего народа и продолжают при этом жить полноценной, счастливой жизнью. Как же все они преодолевают пропасть между реальными возможностями и высокими идеалами Торы?
Ответ на этот вопрос мы находим в самой Торе. Рабейну Иона Герундии, один из выдающихся еврейских мудрецов эпохи средневековья, в своем фундаментальном труде «Врата покаяния» пишет: «Разъясняется в Торе, что поможет Вс-вышний возвращающимся к Нему в большей мере, чем их природа предполагает». Это означает, что даже в том случае, когда в соответствии с природой вещей путь к полному возвращению кажется закрытым, Творец устраняет кажущиеся непреодолимыми препятствия, если человек прилагает усилия, чтобы приблизиться к Нему. В книге «Дварим» написано: «И обратишься ты к Б-гу Вс-сильному твоему и исполнять будешь волю Его во всем, что Я заповедую тебе сегодня, ты и сыны твои, всем сердцем твоим и всей душою твоей… …И обрежет Б-г Вс-сильный твой сердце твое и сердце потомства твоего, чтобы любил ты Б-га Вс-сильного твоего всем сердцем твоим и всей душой твоей ради жизни твоей». Вс-вышний устраняет внутренние барьеры, препятствующие приближению к Нему, очищая сердце человека. Творец убирает и внешние препятствия. Ярким тому примером является история с раби Эльазаром бен Дордая, описанная в Вавилонском Талмуде в трактате «Авода зара» (идолопоклонство). Она свидетельствует, что даже с головой погруженный в грехи еврей может стать праведником.
Рассказывают о раби Эльазаре бен Дордая, что не осталось ни одной женщины легкого поведения, с которой он не состоял в запрещенной связи хотя бы один раз. (Это, естественно, было еще до того, как он стал называться почетным титулом раввина — «раби».) Однажды он услышал, что живет в заморских странах распутница, берущая в качестве оплаты полный кошелек динаров. По тем временам это была немалая сумма. Взял Эльазар кошелек и пошел. Не стали для него преградой и семь рек, переправиться через которые надо было по дороге… Эльазар встретился с блудницей, и она почему-то сочла нужным сказать, что подобного ему грешника Творец не примет даже в том случае, если он раскается. Эльазар сразу ушёл, сел между двумя холмами и с плачем взмолился: «Горы, горы, попросите Творца о милосердии ко мне!» Горы не ответили ему. Он тщетно взывал и к солнцу, и небесам, и к луне, и к звёздам, пока не пришёл к выводу: «Не от кого ждать помощи — всё зависит только от меня!» Эльазар положил голову между колен и стал рыдать, пока не умер от великой горечи по совершённым поступкам. Тотчас раздался голос с Небес: «Раби Эльазар бен Дордая приглашён к жизни в Будущем мире!»
В Талмуде сказано, что знаменитый раби Иегуда Анаси говорил об этой истории: «Есть обретающие свою долю в Будущем мире годами, и есть обретающие её за один час!» Кроме того, он сказал: «Мало того, что Творец принимает покаявшихся грешников, их ещё называют “раби”!»
Случившееся с раби Эльазаром бен Дордая подтверждает сказанное в Торе в главе «Дварим»: «Но при всём этом, когда будут они в стране врагов своих, не станут они мне отвратительны, и не возгнушаюсь ими до того, чтобы истребить их, чтобы нарушить союз мой с ними, ибо Я — Б-г, Вс-сильный их». По словам рава Деслера, Тора свидетельствует, что даже когда мы в силу разных обстоятельств далеки от Творца, Он, тем не менее, не гнушается нами и хочет, чтобы мы приблизились к Нему. Творец пробуждает душу человека, которая препятствует его дальнейшему падению. Человек вдруг слышит, будто чей-то голос взывает изнутри: «Остановись, дальше так продолжать невозможно». Это голос Творца.
Эльазар бен Дордая опустился очень глубоко, и именно там, в глубинах греха, ему намекнули, что ещё немного, и вернуться будет невозможно. Он услышал. Поэтому и назвали Эльазара «раби». В действительности он не был раввином, но все последующие поколения учатся у него, что даже в тяжёлой ситуации нельзя отчаиваться. Надо только взять себя в руки, приоткрыть сердце, и маленький луч «света» рассеет беспросветную тьму.
Ещё один важный урок дал нам раби Эльазар. Он показал, насколько важно осознавать, что на пути возвращения к Творцу всё зависит только от собственных духовных сил. Такова природа человека, что духовные неудачи всегда легче списать на других — неподходящее окружение, плохие соседи, ворчливая жена и тому подобное. Раби Эльазар нас учит: «Не от кого ждать помощи — всё зависит только от самого человека!»
Действительно, каждый человек обладает для достижения совершенства нужными именно ему качествами души. Однажды молодой раби Нафтоли Амстердам, один из известных раввинов последнего времени, с горечью сказал своему учителю раби Исроэлю Салантэру: «Если бы у меня были способности, как у “Шаагат Арье”, сердце, как у “Есод вэшорэш авода” (выдающиеся раввины более раннего периода) и человеческие качества, как у Вас, уважаемый учитель, тогда бы я смог добиться совершенства в служении Творцу». Ответил ему раби Исроэль: «Нафтоли! Ты со своими способностями, со своим сердцем, со своими качествами станешь раби Нафтоли и достигнешь совершенства!»
"Мир Торы".
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?