Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Притча о купце и доверенном работнике. Разница между первыми и вторыми скрижалями.

«И сказал Б-г Моше: Высеки себе две скрижали из камня, такие же, как первые.»[1].

В Ялкут[2] сказано: «Сказал Б-г Моше: “Принеси скрижали, сделанные твоей рукой, а Я впишу” (Десять Заповедей — прим.)», и разъясняется, почему первые скрижали были Небесного происхождения, а вторые были сделаны рукой человека.

Притча.

Один купец вел свои дела через доверенное лицо. Тот посланник был ему предан, но он умер. Купец назначил новое доверенное лицо. Тот человек прекрасно вел дела, но не был таким надежным как первый посланник. Купец был вынужден взять его на работу, и он надеялся, что хотя тот и будет его обворовывать, но все же принесет ему и прибыль. Он отправил своего нового посланника к переписчику, чтобы тот составил договор между ними, и сказал: «Принеси мне уже подписанный тобой договор, и я подпишу». Новый работник удивился: «Почему ты не поступаешь как с предыдущим работником? Тогда ты сам составил и подписал договор!» Купец ответил: «С предыдущим работником я был уверен, что все, что он будет делать, сделает для меня. Поэтому я сам составил договор между нами. Но ты ведь будешь меня обкрадывать. Я хочу, чтобы ты делал что-то и для моей пользы тоже, а для этого надо, чтобы ты поклялся выполнять договор. Поэтому я хочу, чтобы ты сам составил документ и подписал, а я подпишу его после того, как ты примешь на себя обязательство его выполнять».

Смысл этой притчи в том, что когда евреи получили первые скрижали, они стали настолько чисты духовно, что все их служение было только во имя Творца (то есть, та духовная нечистота, которую получили первые люди, ушла с момента Синайского откровения — прим.). Потому эти скрижали были сделаны Им самим. Но во время получения вторых скрижалей, еврейский народ пал со своей духовной ступени и уже не был так духовно чист, как раньше, и не мог служить только ради Творца, без примеси личных интересов. Теперь они начинают учить Тору и выполнять заповеди, чтобы получить награду. Поэтому теперь Б-г велел Моше самому сделать скрижали, а потом Б-г вписал в них Десять Заповедей.


[1] Шмот 34:1

[2] Пункт 397

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


С приходом Гитлера к власти стал нарастать террор по отношению к евреям в Германии, который вынуждал евреев к массовой эмиграции из Германии. После начала войны планы Гитлера изменились: он захотел очистить от евреев не только Германию, но и всю Европу. Но евреи не были лишь жертвами войны: сотни тысяч сражались на фронтах, в партизанских отрядах и подпольях в гетто Читать дальше

«Иди, сынок». Глава 2

Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»

Вторая глава воспоминаний А. Шапиро — евреи в предвоенной Польше, Советская власть, атеизм

«Иди, сынок!». Глава 7

Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»

автобиографическая книга еврейского подростка из Польши

Спасение Торы из огня Катастрофы. гл. 6: Снова в западне.

Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»

Красная Армия оккупирует Литву, Латвию и Эстонию. Теперь на ешиботников можно навесить двойной ярлык: они не только "служители культа", но и "перебежчики", т. к. однажды уже предпочли Литву Польше, оккупированной Советами.

Спасение Торы из огня Катастрофы. гл. 4: Очертания чуда

Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»

«Б-жественное Провидение пожелало спасти Тору и учёных мужей от гибели. Вот почему ещё двадцатью годами раньше Г-сподь одному ему ведомыми путями начал подбирать и плести нити истории, из которых Он в итоге сплёл эпопею нашего спасения»