Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Чем положение раскаявшихся лучше положения праведников? Притчи о народе Израиля и о тшуве

«И возложит Б-г все эти проклятия на врагов твоих, и на твоих ненавистников, которые преследовали тебя»[1].

Разъясним это:

Притча.

Один богач собрался в дальний путь и купил карету с лошадьми. Он стал уговаривать одного парня быть его извозчиком. Тот спросил: «А сколько ты мне за это заплатишь?» Богач ответил: «Когда мы прибудем в место назначения, мне больше не нужны будут ни карета, ни лошади. Я отдам их тебе в качестве уплаты вместе с кнутом, которым их надо погонять».

Смысл этой притчи в том, что Всевышний уготовил нам путь — путь Торы, и приготовил на этом пути «извозчиков», которые преследуют нас и притесняют, как сказано: «О, Ашур, кнут гнева Моего, и посох в руке их — негодование Мое»[2]. Они делают это, чтобы мы шли по праведному пути. А в будущем, когда мы достигнем пункта своего назначения: «.и обрежет Б-г твое сердце.» и больше не потребуются «извозчики» и «кареты» — не будет необходимости в проклятиях. Их Б-г отдаст «извозчикам» в качестве оплаты. И это то, что сказано: «И возложит Б-г все эти проклятия на врагов твоих, и на твоих ненавистников, которые преследовали тебя».

В Талмуде[3] сказано, что там, где стоят раскаявшиеся, не могут стоять даже полные праведники.

Притча.

Один богач выдавал свою дочь замуж за знающего сына жителя маленького городка. Отец невесты договорился с отцом жениха, что тот позаботится о приличной одежде для сына, чтобы он достойно выглядел в его доме, среди богатых и важных гостей. Отец жениха приложил неимоверные усилия и подготовил сыну требуемую одежду. Они приехал в город богача ночью, и остановились на постоялом дворе. Богач не приехал их встретить, так как не мог среди ночи собрать свиту — родственников и друзей. Утром, семья богача и другие родственники собрались разодетыми у него, и вместе отправились на постоялый двор. Там они нашли жениха и его отца растерянными, и спросили, что произошло. Отец жениха объяснил: «Видите — дверь сломана. Ночью пришли грабители, выломали дверь и обокрали постоялый двор, забрав с собой и сундук с одеждой и прочими вещами, которые я приготовил для сына! Он остался ни с чем!» Богач ответил: «Не плачьте и не переживайте из-за случившегося. Я позабочусь обо всем, что нужно жениху!» Он позвал слуг и велел им отправляться в лавки и закупить одежду. Поставили хупу, а затем богач устроил свадебный пир. На пиру обратили внимание, что отец жениха, который сидел на почетном месте, сокрушенно вздыхает. Его спросили: «Разве ты не рад свадьбе дорогого сына? Ведь ты удостоился женить его на дочери такого богатого и уважаемого человека! Ты должен несказанно радоваться». Тот ответил: «Почему вы удивляетесь, что я сокрушен? Разве вы не знаете, что произошло со мной здесь?» Ему заметили: «Почему ты все еще переживаешь из-за этого? Ведь богач купил жениху все новое, и даже в большем количестве, чем приготовил ты!» Тот ответил: «Я не нуждался в его подарках и в его милосердии. У меня было все свое!» Тогда присутствующие стали смеяться: «Ты даже не понимаешь свою удачу! Как ты не видишь, что грабитель сделал тебе доброе дело?! Ты думал, что приготовил для жениха все, как надо. Но это было прежде, чем ты увидел, как одеваются богач и его семья. Ведь если бы одежда не была украдена, богач и его семья нашли бы в ней изъяны, ведь она показалась бы им не достаточно солидной. И тебе было бы неприятно. А теперь получилось так, что они не видели, что ты приготовил сыну, и богач по доброте своей купил ему такую одежду, которая подобает для его семьи. Поэтому посмотри, как тебе повезло, и перестань сокрушаться! Они не смогут ни в чем найти изъяна, ведь они сами все это купили!»

Смысл этой притчи в том, что праведник наполняет свой «сундук» дорогими вещами и «одевается» в заповеди и добрые дела на протяжении всей своей жизни. Когда его жизнь заканчивается, он поднимается на Небеса вместе со своим «сундуком» и своей «одеждой», и когда на Небесном Суде его откроют, и станут рассматривать, что в нем, то найдут во всем изъян: один скажет: «Разве это Тора?» А другой — «Разве это выполнение заповеди?» Ведь нет предела тому, насколько точно и аккуратно можно выполнить заповедь, как сказано: «Ведь нет праведника на земле, который делал бы (только) добро и не грешил»[4], то есть, нет праведника, в поступках которого не было бы какого-то изъяна. И сказано: «…и вокруг Него очень бурно»[5]. А тот, кто раскаялся, плачет и скорбит, и жалуется, что у него украдено все время, поведенное им в этом мире, ведь все дни его пролетели в пустом времяпровождении. Тогда Всевышний вызывается сделать ему «одежду», как сказано: «Велико раскаяние (из любви), ведь тогда грехи превращаются в заслуги». И та одежда, которую наденет ему Всевышний, будет роскошной и безупречной, и никто не сможет найти в ней изъяна. Теперь можно понять высказывание мудрецов: «Там, где стоят раскаявшиеся, не могут стоять даже полные праведники».


[1] Дварим 30:7

[2] Йешаяу 10:5

[3] Сангедрин 99

[4] Коэлет 7:20

[5] Теилим 50:3


С приходом Гитлера к власти стал нарастать террор по отношению к евреям в Германии, который вынуждал евреев к массовой эмиграции из Германии. После начала войны планы Гитлера изменились: он захотел очистить от евреев не только Германию, но и всю Европу. Но евреи не были лишь жертвами войны: сотни тысяч сражались на фронтах, в партизанских отрядах и подпольях в гетто Читать дальше

«Иди, сынок». Глава 2

Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»

Вторая глава воспоминаний А. Шапиро — евреи в предвоенной Польше, Советская власть, атеизм

«Иди, сынок!». Глава 7

Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»

автобиографическая книга еврейского подростка из Польши

Спасение Торы из огня Катастрофы. гл. 6: Снова в западне.

Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»

Красная Армия оккупирует Литву, Латвию и Эстонию. Теперь на ешиботников можно навесить двойной ярлык: они не только "служители культа", но и "перебежчики", т. к. однажды уже предпочли Литву Польше, оккупированной Советами.

Спасение Торы из огня Катастрофы. гл. 4: Очертания чуда

Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»

«Б-жественное Провидение пожелало спасти Тору и учёных мужей от гибели. Вот почему ещё двадцатью годами раньше Г-сподь одному ему ведомыми путями начал подбирать и плести нити истории, из которых Он в итоге сплёл эпопею нашего спасения»