Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В течение Песаха запрещено извлекать любую выгоду из квасного («хамец»). Поэтому в Песах запрещено давать животным пищу, содержащую хамец.

2. Кормление животных

A. Кормление животных перед трапезой

Талмуд (Брахот 40-a и Гиттин 62-a) постановляет, что человек не должен есть, не накормив прежде своих животных. Источником этого закона является стих: «И дам траву на поле твоем для скота твоего, и будешь есть и насыщаться» (Дварим 11:15) — Тора сначала говорит о пище для скота, и лишь потом — о пище для людей. Существует, однако, спор, является ли данное правило всего лишь рекомендацией, или же — законом в полном смысле этого слова. Говоря о том, сколь важно бывает делать больше, нежели того требует Тора, Рамбам (Гильхот Авадим 9:8) приводит два примера:

1.Мудрецы прошлого давали своим рабам ту же еду, которую сами ели.
2. Мудрецы прошлого кормили рабов и животных до того, как сами садились есть.

Из этого очевидно, что Рамбам видел в вышеприведенных словах Талмуда всего лишь рекомендацию.

Однако Маген Авраам (комментарий на Шульхан Арух, Орах Хаим, 167:18), утверждает, что мнение Талмуда, запрещающее человеку есть до того, как он покормил своих животных — это галаха. (В другом месте (271:12) он приводит мнение, что в речь идет даже о запрете из Торы. Однако Биур Галаха (167:6) показал, что это мнение было отвергнуто р.Моше Иссерлесом и другими авторитетами). Аналогичным образом, Хайей Адам (45:1), Мишна Брура (167:40), и Арух а-Шульхан (167:13) приводят этот запрет в качестве закона. Стоит заметить, что большинство авторитетов ограничивают запрет собственно едой, разрешая человеку напиться до того, как его животные накормлены.

Б. Кормление животных смесью мяса и молока

Хотя некошерное запрещено в пищу, в большинстве случаев из некошерной пищи можно извлекать выгоду. Однако касательно смеси мясного с молочным, запрещено не только есть ее, но и извлекать из нее любую выгоду (Хуллин 115, Йоре Деа, 87:1). По мнению большинства авторитетов, кормление животных (даже совершенно «бесполезных») является, с точки зрения галахи, видом удовольствия — поскольку большинство людей испытывают удовольствие, когда кормят животных. Удовольствие же считается разновидностью «выгоды», которую из смеси мясного и молочного запрещено извлекать.

Однако запрет «выгоды» распространяется только непосредственно на то, что запрещено Торой — т.е. на мясо кошерных домашних животных — и, соответственно, не распространяется на птицу и дичь, свареные в молоке некошерных животных. Существует давний спор относительно того, распостраняется ли запрет «выгоды» на случаи, когда в молоке было сварено мясо кошерного животного, зарезанного не по галахе. Рамбам в комментарии к Мишне (Kритот 3:4) пишет, что если мясо запрещено из-за неправильного убоя, то оно не может быть запрещено еще из-за чего-то иного («эейн исур халь аль исур»). Данный спор не является сугубо теоретическим, поскольку, в отличии от смеси мяса и молока, еврею разрешено излекать выгоду из трефного мяса (запрещенного в пищу). Следовательно, согласно мнению Маймонида, можно кормить домашних животных смесью некошерного мяса и молока. Однако многие галахические авторитеты не согласны с позицией Маймонида. Поэтому лучше избегать подобной практики, тем более, что, возможно, речь идет о запрете из Торы.

C. Как кормить животных в Песах

В течение Песаха запрещено извлекать любую выгоду из квасного («хамец»). Поэтому в Песах запрещено давать животным пищу, содержащую хамец. Запрещено так же просить нееврея кормить животных хамцом, поскольку тем самым из хамца все равно извлекается выгода — тем, что животные накормлены (Шулхан Арух 448:17). Однако если животное необходимо кормить хамцом, можно временно продать его нееврею, который будет кормить его хамцом у себя дома (дабы продажа была галахически действительной, лучше оформить ее через компетентного раввина). В течение Песаха запрещено так же владеть хамцом. Соответственно, корм для животных, содержащий хамец, необходимо продать вместе с остальным хамцом нееврею.

Ашкеназские евреи, которые не едят в Песах китниет (например, рис), могут извлекать из них выгоду. Соответственно, ашкеназские евреи могут в Песах давать своим животным китниет.

Перевод с английского:
Евгений Левин, Израиль, март 2005


Знаменитый мудрец, знаток Торы, комментатор Писания и раввин дон Ицхак Абарбанель (Абрабанель) профессионально занимался государственными финансами большую часть жизни и имел возможность из первых рук познакомиться с государственной системой нескольких государств. Читать дальше

Религиозный Израиль

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»

Благословение коэнов у Стены Плача: история одной церемонии

Барух Фельдман

Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу

Адмор из Калива: во время поминальной сирены надо учить Тору

Редакция Толдот

Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».

«Эль-Аль» и святость шаббата

Йегуда Авнер

Операция «Обрезание»

Неизвестный автор

«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».

Об антисемитизме

Рав Моше Пантелят

Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.

Экскурсии на Храмовую гору

Редакция Толдот

Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля

Суперкомпьютер и действительность

Рав Ицхак Зильберштейн

По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?