Темы: Пиркей Авот, Америка, Бизнес по-еврейски, Работодатель, Отношения между людьми, Освящение Имени Всевышнего, Батшева Эскин
В декабре 1995 года бостонские журналисты прозвали Аарона Фейерштейна «Менчем из Молден Миллз». В английском языке изначально не было слова «менч», оно было заимствовано из идиша и для американцев стало иметь то же значение, что и для евреев. Менч — это не просто человек как homo sapiens. Это человек честности и чести. Это тот, про которого говорит трактат «Авот»: «В месте, где нет людей, старайся быть человеком».
Аарон Фейерштейн был владельцем текстильной фабрики в штате Массачусетс. Фабрику «Молден Миллз» основал в 1906 году еще его дед, Генри Фейерштейн, иммигрант из Венгрии, и передал ее в наследство своему сыну, а тот — своему сыну, Аарону.
Вечером 11 декабря 1995 года в одном из цехов фабрики взорвался котел. Ударная волна вывела из строя только что установленную спринклерную систему, которая должна была потушить возгорание. А ветер, дувший в ту ночь со скоростью 20 метров в секунду, перенес пожар на три других здания. Пожар бушевал в течение 16 часов, более 30 рабочих было ранено. Почти вся фабрика сгорела дотла, кроме отделочного цеха, который подлежал восстановлению.
Предприятие «Молден Миллз» было одним из крупнейших работодателей в штате. 3000 сотрудников фабрики должны были остаться без работы, это было очевидно для всех. Ведь уже с 1980-х годов в Массачусетс шла волна сокращений крупных компаний и перевода производств в страны третьего мира.
Аарону Фейерштейну было 70 лет. От него ожидалось, что он получит страховку и в покое доживет свой век. Но он поступил иначе. Он тут же принял решение восстанавливать сгоревшую фабрику — и продолжать выплачивать всем своим работникам полную заработную плату в течение трех месяцев.
Удивленные журналисты стали спрашивать у странного бизнесмена, бросающего деньги на ветер, чем он руководствуется в своём решении, и тот спокойно объяснил им:
— Мой отец был религиозным евреем, соблюдающим заповеди. Он учил меня, и я помню это до сих пор: «Там, где нет людей, старайся оставаться человеком». Это значит — будь порядочным человеком даже в условиях морального вакуума. Отец велел нам так поступать, и это то, что я стараюсь делать.
Позже, уже в телестудии, ведущий обратился к Фейерштейну:
— Некоторые говорят, что правильнее было бы вам, в ваши 70 лет, взять страховку и уйти на пенсию.
Тот ответил вопросом на вопрос:
— И что бы я делал с этими деньгами? Ел бы больше? Купил бы еще один костюм? Вышел бы на пенсию и умер? Нет, я об этом и не думал. Для меня это не было опцией. Сказано в Талмуде, что нам не позволено угнетать рабочего человека, потому что он беден и нуждается, будь он евреем или неевреем. У меня есть ответственность перед работниками и перед обществом. Куда бы делись 3000 безработных? Кто бы принял их?
Решение Фейерштейна обошлось ему в 25 миллионов долларов — и в материальном смысле себя не оправдало. В 2001-м году его компания объявила себя банкротом, но смогла восстановиться с помощью кредиторов и государственных субсидий. В конечном итоге, Фейерштейну пришлось покинуть компанию, а в 2007 году она была вынуждена признать свое окончательное банкротство.
Историю «Молден Миллз» до сих пор изучают в американских бизнес-школах в качестве редкого примера того, как руководитель поставил сочувствие к сотрудникам выше личной выгоды. Существует и другой взгляд на поступок Фейерштейна: что острое желание сделать что-то принципиальное сразу после пожара каким-то образом ослепило его и не позволило подумать о долгосрочной перспективе.
На самом деле, всё совсем наоборот, и Аарон Фейерштейн думал как раз о долгосрочной перспективе, а именно о том, что все наши поступки в конечном итоге будут взвешены, и сделанное нами добро будет вознаграждено, а совершенное зло — наказано.
Фейерштейн благополучно прожил еще четверть века и умер в 2020 году. К нему время от времени обращались с вопросом: «Как бы вы поступили тогда, сразу после пожара, если бы знали, что всё так обернется?» И он неизменно отвечал: «Я поступил тогда правильно. Тора учит нас, как мы должны жить. Я научился видеть в работнике — человека, а не только пару рук. Я все время помнил о том, что я должен возвеличить Имя Вс-вышнего и не допустить хилуль Ашем, осквернения Его Имени».
Надо сказать, что фабрика Молден Миллз первой начала производство особенной синтетической ткани, способной согреть в любой мороз. Сейчас уже производится множество синтетических материалов под разными торговыми марками, и было ли предприятие Фейерштейна новатором в этом деле или нет, перестало иметь значение. И в Грядущем Мире, и в памяти людей, живущих в этом мире, руководитель фабрики останется тем Человеком, который прославил Имя Вс-вышнего.
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Густой паровозный дым
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Шестая глава книги воспоминаний А. Шапиро
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
Евреи Шанхая в гетто.
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Доктор Яков Цацкис
Воспоминания известного хирурга и моэля доктора Якова Цацкиса, сделавшего десятки тысяч брит-мила уже взрослым русскоязычным баалей-тшува, о религиозном еврее рэб Менделе Москалике זצ"ל, тайно убитом КГБ
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Вторая глава воспоминаний А. Шапиро — евреи в предвоенной Польше, Советская власть, атеизм
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
Красная Армия оккупирует Литву, Латвию и Эстонию. Теперь на ешиботников можно навесить двойной ярлык: они не только "служители культа", но и "перебежчики", т. к. однажды уже предпочли Литву Польше, оккупированной Советами.
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
«Б-жественное Провидение пожелало спасти Тору и учёных мужей от гибели. Вот почему ещё двадцатью годами раньше Г-сподь одному ему ведомыми путями начал подбирать и плести нити истории, из которых Он в итоге сплёл эпопею нашего спасения»