Из цикла «Рассказы рава Карлебаха», темы: Шаббат, Помощь, Рассказы, Любовь к ближнему
Послушайте, мои прекрасные друзья, историю, которую я услышал от моего отца. Прошу вас, запомните ее и расскажите своим детям. Вы знаете, что это такое — рассказывать историю маленьким детям? Это всё равно что входить в Святая Святых, в чистейшую чистоту, в глубочайшую глубину.
Вы знаете, мои прекрасные друзья, у настоящей истории нет конца. Поэтому маленькие дети, когда вы рассказываете им сказку на ночь, они не дослушивают её до конца — и засыпают.
Так вот же история без конца. Отец рассказал мне, что слышал ее от одного большого рава. Тот недавно приехал из Южной Африки, где познакомился с пожилым человеком — наверное, лет 75 или 80, и была в нём такая теплота! Вы знаете, друзья, так много людей милых, добрых, святых… Но тёплых? Это такая редкость… А ведь первый признак жизни — это теплота.
Рав рассказал так:
— Я провел с этим евреем несколько недель, а потом мне надо было уезжать. В последний вечер я спросил его: «Мой дорогой друг, как это получилось, что ты — такой теплый человек?» Я знал, что он приехал в Южную Африку, когда ему было только семь лет, и он не получил никакого еврейского образования. «Так кто же научил тебя этой теплоте?» — спросил я его. И вот что он рассказал:
— Я родом из Польши, из маленькой деревеньки. Недалеко от нас жил большой рабби — святой учитель, Ребе из Александера. Это был один из величайших раввинов Польши. Мы должны были ехать в Южную Африку, потому что мой отец был так беден и в Польше не мог прокормить нашу семью. Его богатый дядя прислал ему билеты, чтобы мы могли приплыть в Южную Африку. Отец сказал мне: «Может быть, это последний шабат в твоей жизни — я не знаю. Давай проведем его со святым Ребе из Александера».
Мы приехали в Александер, и кто-то сказал Ребе, что один еврей скоро уезжает в Южную Африку, и он сейчас здесь, со своим семилетним сыном. Ребе сказал: «Как же он будет спать в синагоге на скамейке с маленьким мальчиком?! Пусть мальчик будет моим особенным гостем на шабат! Составим два стула, дадим ему подушку и одеяло. Пусть он спит в моей комнате». Неужели возможно такое? Я, маленький мальчик, буду личным гостем великого Ребе из Александера?..
Хочешь знать правду? Пока Машиах не придёт, не будет в мире такого шабата, каким был тот шабат у Ребе, — такого святого, такого возвышенного, так поднимающего душу прямо к Небесам.
Молитва закончилась, и трапеза закончилась. Меня проводили в комнату Ребе, составили два стула, дали подушку и одеяло и закрыли дверь. Я остался один в комнате Ребе.
Я не мог спать. Не мог спать. Мне было ясно, что больше никогда в моей жизни у меня не будет такой особенной ночи. Я чувствовал сердцем, что больше никогда не вдохну такой святости, и мне хотелось вдыхать этот воздух, чтобы сохранить его в себе до моего последнего часа.
Я думал о тех людях, которые приходили в эту комнату сломленными и печальными, а Ребе возвращал им их души. Сколько людей, потерявших веру в Бога, отчаявшихся, разуверившихся в своей семье, в самих себе, приходили сюда, и Ребе исправлял их души, исправлял их жизни. Я решил, что не буду спать всю ночь — и только вдыхать и вдыхать, — но случайно задремал.
Вдруг я услышал шаги. Ребе, святейший из святых, глубочайший из глубоких, добрейший из добрых, на цыпочках вошел в свою комнату. Я притворился спящим. Ребе положил руку на мое одеяло и тихо сказал себе: «Ой, вей! Да он наверняка мёрзнет!» И святой Ребе укрыл меня своим пальто…
Друг мой, поверь мне, то самое пальто Ребе согревает меня до сих пор! И если пальто Ребе греет меня в этом мире, представь себе, насколько сильнее оно согреет меня в Мире Грядущем!
* * *
Мои прекрасные друзья, это моё благословение вам, моя надежда и моя молитва: о моих детях, о ваших детях и о детях всего мира. Вы знаете, что каждому из нас нужно больше всего на свете? Нам нужно одно пальто, чтобы оно бесконечно согревало всех нас. Я знаю так много молодых людей, которые потерялись. Потому что когда они замерзали, никто, никто не пришел и не накрыл их своим пальто. Вот моя молитва за всех детей, чтобы Вс-вышний в Своей бесконечной милости послал каждому ребенку кого-то, кто укроет его своим пальто.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?