Темы: Ту биШват, Еврейские качества, Растения, Самосовершенствование, Симха Горелик
Чему нас учат деревья? 10 уроков
«Человек — дерево полевое» — одно из самых загадочных мест в Письменной Торе…
Существует много комментариев на строку книги «Дварим», сравнивающую человека с «деревом полевым». Но вот что интересно — прочитаем ли мы Раши («Человек — это не дерево»), углубимся ли в Талмуд («Разве кому-то могло прийти в голову, что дерево поведет себя, как человек, и станет воевать с осаждающими город?») — уподобление человека дереву не идет из головы, заставляя вновь и вновь прокручивать в голове эти слова в поиске новых смыслов. Может быть, для того Тора и говорит с нами метафорами, чтобы мы не прошли мимо этого сравнения — и выучили те уроки, которые готовы преподать нам деревья?
1. Будьте прилежны, как миндаль!
Миндальное дерево — один из символов Ту биШвата: в Земле Израиля в эти холодные дни персики, яблони и гранат еще и не думают цвести, «ленятся», копят силы до весны. И только миндаль весь покрывается белым или нежно-розовым облаком, из года в год подтверждая своё имя, данное ему Адамом: «шакед» (миндаль) имеет тот же корень, что и «лишкод» (проявлять усердие, прилежание). На иврите «шакдан» — это тот, кто всегда надежен, пунктуален и старателен.
2. Найдите сладость жизни даже в горькие времена
Каждый посетивший Израиль замечал, что финиковые пальмы здесь растут и плодоносят в самых неожиданных и, на первый взгляд, непригодных для произрастания сладких плодов местах — даже на соленой болотистой земле Мертвого моря, где больше ничего не растет. Треть всех израильских фиников выросла на соленой земле, а между тем, финики настолько сладки, что их называют мёдом.
Царь Давид черпал вдохновение в этих удивительных деревьях, написав в Псалмах: «Праведник как пальма раскинет ветви». Даже оказавшись в самых горьких местах, можно найти в себе силы, встать в полный рост, воспрять самому и поделиться сладостью с другими.
3. День рождения посреди зимы? Новая жизнь не за горами
Как и у деревьев, у людей есть свои сезоны, и нет человека, в жизни которого не было бы «зимы», когда все дела даются с трудом и кажется, что весна уже никогда не наступит. Деревья зимой могут выглядеть голыми и мертвыми, но это только внешнее впечатление. На самом деле, сок уже поднимается от его корней по ксилеме — сосудистой ткани их стволов, — и вот-вот появятся первые признаки жизни. Ту биШват учит нас, что, пока мы живы, надежда и обновление всегда рядом.
4. Трудные времена выявляют в нас лучшее
Когда маслину помещают под пресс, из нее появляется масло — то масло, которое освещает мир, напоминая нам, что, хотя мы предпочли бы жизнь более гладкую, проблемы, которые нам приходится решать, способные выявить в нас самое лучшее, что в нас заложено. Книга Зоар объясняет, что настоящее изучение Торы приходит только тогда, когда человек жертвует чем-то важным ради учебы. Никто не ищет трудных времен, но когда они наступают, терпеливо подождем и увидим, какой свет родится от наших страданий.
5. Радость через смирение
Виноградная лоза даёт нам вино: напиток, приносящий людям радость. Виноград не возражает против того, чтобы его топтали, выжимали, фильтровали и оставляли в темной бочке для брожения на долгие годы. Даже маслина не подвергается такой многоступенчатой и длительной обработке, не говоря уж о других фруктах.
Виноград считается царем всех плодов именно из-за его качества смирения. Однажды он превратится в вино, его ценность возрастет в десятки раз, и он принесет радость миру. Мудрецы учат, что вино является постоянным спутником и участником нашей еврейской жизни, чтобы напитать нас смирением, полученным от винограда. Когда мы готовы отложить в сторону свое эго и начать видеть всю жизнь как дар — тогда к нам приходит благословение.
6. Никогда не прекращайте поиск ответов
Секрет знания заключается в том, чтобы никогда не прекращать поиски. Этому Талмуд предлагает поучиться у инжира, который, в отличие от других фруктовых деревьев, созревает постепенно в течение определенного периода времени. Чем больше вы ищете, тем больше вы найдете. Тора — это древо жизни; до тех пор, пока мы держимся за него и готовы задавать вопросы, оно всегда будет продолжать давать нам ответы.
7. Не судите другого еврея
Мы никогда не знаем другого человека полностью внутри и снаружи, и часто делаем поспешные выводы. У граната сотни зернышек, спрятанных в тайных кожистых гнездах, а еврейский народ не зря сравнивают с гранатом. Этот плод не только символизирует многочисленность нашего народа, но и добрые дела, которые совершают тайно даже люди, которые, на первый взгляд, кажутся далекими от праведности. Множеством скрытых прекрасных качеств души обладает каждый еврей — как каждый гранат скрывает в себе множество сладких зёрен.
8. Не упустите момент!
Яблоня учит нас чувствовать, когда на горизонте появляется прекрасная возможность, и сразу же ухватиться за нее обеими руками. Царь Шломо сравнил еврейский народ при даровании Торы с яблоней. «Подобно тому, как яблоня начинает цвести еще до того, как она выпускает свои первые листья, так и евреи на горе Синай заявили: “Будем исполнять”, и только потом — “Будем изучать”». Возможности всегда сопряжены с риском, но иногда мы тратим слишком много времени на оценку всех «за» и «против», и упускаем момент.
9. Истинная красота всегда находится внутри
Книга Зоар говорит о грецком орехе как о том плоде, который особенно хорошо скрывает свои секреты. Толстая оболочка поначалу кажется несъедобной, однако внутри нее обнаруживается замечательный источник белка. Талмуд учит: «То, что драгоценно, всегда скрыто». Когда мы знакомимся с новым человеком, первое впечатление часто может привести нас к неправильным выводам. Грецкий орех учит нас защищать то, что имеет для нас наибольшую ценность, и понимать, что в людях всегда есть нечто большее, чем кажется.
10. Всё имеет цель
Рав Арье Левин рассказывал: когда он был молод, однажды вышел с равом Авраамом Ицхаком Куком в сад и, не обратив внимания, сорвал какой-то листочек с дерева. Когда рав Кук это увидел, он побледнел и сказал: «Зачем обрывать жизнь?» И добавил, что он с тех пор, как помнит себя, остерегался срывать растения без надобности.
Всё служит определенной цели. Каждое дерево, плод и травинка подарены нам, чтобы делать наш мир лучше. И если мы осознаем это и сможем овладеть такой чувствительностью к растениям, тем более будем способны на эмпатию к окружающим нас людям.
Приближается Ту биШват, Новый год деревьев, и сейчас самое время укорениться, разветвиться и расцвести, взяв из книги природы эти десять зеленых листков с десятью бесценными уроками. Тогда с этим Новым годом можно будет поздравить не только плодовые деревья — но и нас с вами!
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Густой паровозный дым
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Шестая глава книги воспоминаний А. Шапиро
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
Евреи Шанхая в гетто.
Рав Ицхак Зильбер
Он не боялся Б-га и поэтому напал на бывших рабов, вышедших из Египта. Портрет народа, являющегося главным врагом евреев.
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Доктор Яков Цацкис
Воспоминания известного хирурга и моэля доктора Якова Цацкиса, сделавшего десятки тысяч брит-мила уже взрослым русскоязычным баалей-тшува, о религиозном еврее рэб Менделе Москалике זצ"ל, тайно убитом КГБ
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
Вторая глава воспоминаний А. Шапиро — евреи в предвоенной Польше, Советская власть, атеизм
Хаим Шапиро,
из цикла «Иди сынок»
автобиографическая книга еврейского подростка из Польши
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
Красная Армия оккупирует Литву, Латвию и Эстонию. Теперь на ешиботников можно навесить двойной ярлык: они не только "служители культа", но и "перебежчики", т. к. однажды уже предпочли Литву Польше, оккупированной Советами.
Ехезкель Ляйтнер,
из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы»
«Б-жественное Провидение пожелало спасти Тору и учёных мужей от гибели. Вот почему ещё двадцатью годами раньше Г-сподь одному ему ведомыми путями начал подбирать и плести нити истории, из которых Он в итоге сплёл эпопею нашего спасения»