Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Речь пойдет о трех загадках: об афганской гнизе, потерянных коленах Израиля и о том, как Афганистан за тысячу лет лишился всех евреев

Там, где сейчас стоят города Кабул и Кандагар, в VI—IV веках до н. э была Держава Ахеменидов, которую также называют Первой Персидской Империй. Она простиралась от восточной Африки до Индии, а в своей северной части захватывала Кавказ. Предположительно, первые евреи обосновались здесь еще во времена Вавилонского изгнания, и продолжали селиться после разрушения Первого и Второго Храмов.

В период раннего средневековья область Хорасан, которая сейчас относится к Афганистану, продолжала заселяться евреями, и город Балх стал значительным еврейским центром. Также в X—XI веках существовали еврейские общины в Кандагаре, Кабуле и Газни.

На пике своего расцвета еврейское население Афганистана, по оценкам, достигало от 40 000 до 80 000 человек. Многие из них торговали кожей и каракулем, совершая переходы между Афганистаном, Ираном, Индией и Центральной Азией. Часто эти поездки были опасными. На узких горных перевалах в восточной части страны и по сей день можно увидеть еврейские и арамейские молитвы, высеченные в скалах.

Монгольское нашествие 1220 года уничтожило еврейское население Афганистана, и на три века еврейская жизнь там остановилась.

До XVI века евреи, проживавшие на территории современного Афганистана, входили в группу персидских евреев вместе с евреями Средней Азии, Ирана и Азербайджана. Говорили они, так же, как и другие подданные империи Тимуридов, на чагатайско-тюркском (прото-узбекском) и персидском языках.

После захвата среднеазиатского региона в самом начале XVI века кочевыми узбеками (суннитами), пришедшими с севера и основавшими государство Шейбанидов, и параллельного образования Сефидского (шиитского) государства на территории Ирана, евреи, проживавшие раньше в единой империи, оказались гражданами враждебных государств, потеряли контакты друг с другом и постепенно стали вырабатывать свои традиции и обычаи. Так выделилась афганско-среднеазиатская еврейская этническая общность, а к началу 19-го века уже сложились достаточно самостоятельные группы афганских, бухарских и азербайджанских евреев.

Как и многие другие еврейские общины в разных частях мира, афганская еврейская община позаимствовала некоторые обычаи у своих соседей: они снимали обувь перед входом в синагогу, женщины носили синюю паранджу, и архитектура афганских синагог очень похожа на архитектуру местных мечетей.

В XV—XVIII веках еврейские общины Афганистана переживали значительный упадок: торговые пути начали сокращаться, и большинство афганских евреев обеднели.

В 1839 году мусульманские власти насильственно обращали в ислам евреев в Персии, поэтому тысячи персидских евреев (особенно из города Мешхед) бежали в Афганистан и образовали там новую еврейскую общину, достигавшую 40 000 человек, и главным «еврейским» городом стал Герат. До наших дней в Герате сохранились всего четыре синагоги: две из них были преобразованы в мечети, одна — в школу, а еще одна стала исламским культурным центром, на стенах которого и сейчас видны еврейские надписи.

К концу XIX века положение афганских евреев стало ухудшаться. Мусульманские власти приняли в 1870 году жесткие антиеврейские меры (евреи были вынуждены платить высокие налоги и служить в армии), в еврейских кварталах гремели погромы,

В 1887 году по некоторым еврейским общинам распространились слухи о том, что ожидается скорое пришествие Машиаха, и многие евреи из Герата, Кабула, Бухары, Самарканда, Ташкента двинулись в Иерусалим, где по прибытии даже возвели особый дворец для Машиаха.

Восхождение в Святую Землю из Афганистана продолжалось и в XX веке, и афганские евреи, несомненно, внесли большой вклад в развитие иерусалимской общины. В начале XX века в Иерусалиме были опубликованы некоторые пиюты и комментарии к Торе, составленные в Афганистане на еврейско-персидском диалекте.

Процветающий сегодня иерусалимский район Бейт Исраэль в то время был домом для многих евреев из Афганистана и бухарских евреев из Центральной Азии.

В 1927 году еврейское население Афганистана сократилось до 5000 человек. В короткий период правления короля Надир-шаха (1929-33), правда, были отменены многие из антиеврейских указов и предоставлены евреям равные с остальными гражданами права. Но после того, как король был убит, а нацистская пропаганда просочилась в страну, еврейские погромы возобновились, и евреи Герата, Балха и Кабула вновь оказались в гетто.

Евреи обязаны были платить особый ежегодный подушный налог, а с 1952 г., когда их перестали брать в армию, — дополнительный налог за освобождение от воинской повинности. Их не принимали на государственную службу, а их детей — в государственные учебные заведения. Кроме того, им было запрещено заниматься некоторыми профессиями. Большинство еврейского населения составляла беднота, занимавшаяся, главным образом, портняжным и сапожным ремеслом.

До 1950 г. евреям не разрешалось покидать Афганистан, и тем не менее, с июня 1948 г. до июня 1950 г. 459 евреям удалось выехать в Израиль.

Рассказывают, как однажды Президент Израиля Ицхак Бен-Цви приехал в Афганистан и выступил перед евреями Герата. Евреи города его очень ждали, в восторге от мысли, что через две тысячи лет у них наконец появилось собственное государство, и его Президент приехал с ними побеседовать. Каково же было их изумление, когда они увидели, что Ицхак Бен-Цви — светский человек! Тем не менее, он многих убедил репатриироваться, и к 1973 году в стране осталось только около 200 евреев.

В течение последующих десятилетий, отмеченных военными переворотами, вводом советских войск и затяжной гражданской войной, покинули Афганистан и эти двести. Большинство из них отправились в Израиль, а некоторые — в Нью-Йорк и Европу. Сегодня более 1000 афганских евреев и их детей живут в Квинсе, штат Нью-Йорк.

К 1995 году в Афганистане осталось 10 евреев, все в Кабуле. В ноябре 2001 г., после освобождения Кабула войсками Северного альянса, восемь покинули страну. Несколько лет назад еще один еврей умер. На сегодняшний день в Афганистане остался только один еврей. В чем символический смысл этого одинокого пребывания последнего еврея в последней синагоге в стране, захваченной талибами? Одна из загадок.

Афганская гниза

Эта загадка, на первый взгляд, кажется разгаданной, но не будем торопиться.

То, что называют «афганской гнизой» или «еврейскими рукописями из Афганистана», — это собрание средневековых еврейских манускриптов, обнаруженное в 2011 году, в пещере (или в нескольких пещерах) в североафганской провинции Саманган, расположенной неподалеку от южных границ постсоветской Средней Азии. Эти рукописи стали предметом торговли на чёрном рынке древностей и продаются за сотни тысяч долларов.

По словам учёных, документы были составлены в IX—XI веках и являются одним из важнейших открытий в этой сфере. Находку сравнивают по значимости со знаменитой Каирской гнизой, обнаруженной в конце XIX века, хотя та насчитывала около 200 тысяч документов, а афганская — только (предположительно) несколько сотен.

Сообщается, что документы нашли какие-то крестьяне в пещере, где обитали лисы. По другой версии, в пещере укрывались не лисы, а боевики талибана.

Небольшая часть коллекции попала в руки иерусалимского торговца антиквариатом, который предложил ее Национальной библиотеке. После многомесячных переговоров библиотека выкупила 29 страниц документов в 2013-м году, и ещё около 250 — в 2016-м году.

Коллекция включает религиозные сочинения, деловую и личную переписку, поэтические произведения, финансовые документы. Документы написаны на иврите, арамейском, арабском и фарси, а также на иудео-арабском и иудео-персидском языках. Некоторые из документов на иврите используют вавилонскую систему огласовок, распространенную среди багдадских евреев, в которой значки, обозначающие гласные, ставятся над буквами.

Важнейшим документом в коллекции является ранее неизвестное сочинение раби Саадии Гаона, представляющее собой комментарий к книге пророка Йешаяу.

В настоящее время рукописи оцифрованы и выложены на сайте израильской библиотеки. Кроме того, в сентябре 2019-го года они были представлены на выставке в петербургском Эрмитаже «Жизнь в средневековом Хорасане».

Действительно, документы из гнизы позволяют нам больше узнать об истории еврейских общин Среднего Востока и Центральной Азии. Перед глазами ученых впервые предстали оригиналы документов домонгольской эпохи. Раньше считалось, что памятники этого периода до нас не дошли, поскольку орды Чингиз-Хана, вторгшиеся в Хорасан в 1220-м году, все разрушили и сожгли.

Загадок в истории афганской гнизы по-прежнему больше, чем разгадок. Где остальная тысяча документов, которые, как говорили, были в этой гнизе? Есть ли у нас шанс узнать, что содержится в тех рукописях, учитывая, что еврейское присутствие в Афганистане совершенно закончилось?

Потерянные колена Израиля?

Тем не менее, уже более сотни лет ходят упорные слухи о том, что в Афганистане евреев гораздо больше, чем принято считать! Говорят, что некоторые пуштунские (афганские) племена — это потомки исчезнувших израильских десяти колен. Одна из собственных племенных пуштунских легенд гласит, что группа под названием «Бану Исраил» (Сыны Израиля) поселилась недалеко от современного города Герат, а затем приняла ислам после того, как их лидер встретился с Мухаммедом.

Согласно другой легенде, Халид ибн Валид привел с собой в Мекку семьдесят «израильтян»-пуштунов, которые хорошо показали себя в сражениях за дело ислама и были за это щедро вознаграждены Мухаммадом.

Сегодня в мире более 60 млн пуштунов, и значительная их часть живет на территории Афганистана. Этот народ составляют десятки племен и сотни кланов. Некоторые из них время от времени мигрируют в пограничные районы.

Обычаи клана Африди, одного из крупнейших и воинственных кланов, предписывают делать мальчикам обрезание на восьмой день после рождения, а в пятницу вечером, накануне субботы, зажигать свечи и подавать виноградный сок. Женщины этого племени соблюдают подобие еврейских законов чистоты. Многие из них носят браслеты, на которых написано «Шма Исраэль».

Пуштуны в субботу не работают, не варят и не пекут, а заранее готовят 12 хлебов. Они не едят мяса лошадей и верблюдов, что распространено в их районе, не смешивают молочное с мясным и даже различают между чистыми и нечистыми птицами.

Эти и другие странные факты наблюдали и фиксировали первый посланник России в Кабуле Иван Викторович Виткевич, британский путешественник Александр Борнс и антрополог из Еврейского университета в Иерусалиме профессор Шалва Вейль.

Профессор Вейль провела около года в пуштунских племенах, проживающих в Афганистане и Индии. В Кашмире она встретилась с пуштунами из клана, именуемого Юзуф-Зай, что можно перевести как «Дети Йосефа». Один из старейшин этого клана Мухаммед Вали сказал Вейль, что они ведут свое происхождение от «Ибн-Якуба» и пояснил: «Якуб — это Израиль, а мы его сыны».

Действительно, если посмотреть на фотографии пуштунов и сравнить их с остальными народами, населяющими Афганистан (таджиками, хазарейцами, узбеками, туркменами, аймаками, арабами, киргизами, кизилбаши, гуджары, брагуи и другими), бросается в глаза, что только пуштуны имеют семитские черты. Их лица длиннее и светлее, а у некоторых даже голубые глаза.

Профессор Сарва Даман Синг, работающий в Австралии, в Институте азиатских исследований, обращает внимание на тот факт, что пуштуны не только кланов Африди и Юсуф-Зай, но и таких, как Рабани, Левани, Шивари, Дафтани, Джаджи, Ашири и Юним — также считают себя «потомками исраэлитов».

Может ли такое быть, что рабани происходят от Реувена, ашири — от Ашера, дафтани — от Нафтали, африди — от Эфраима, шивари — от Шимона? Может быть, и слово «пуштун» происходит от ивритского корня «пашт», («рассеянные»)? Израильское правительство даже профинансировало тест ДНК… который не обнаружил никакой связи между евреями и пуштунами.

Только когда придет Машиах, и Вс-вышний приведет в Иерусалим рассеянных со всех четырех концов земли, эта тайна нам будет раскрыта — как и все другие загадки и тайны этого мира!


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?