Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Пользователи соц-сетей, в основном, и не догадываются, что просмотр мотивационных роликов лишь отдаляет их от той цели, к которой они стремятся

Заставить желать?

«Несокрушимая свобода» — так называлась военная операция, которую США проводили в Афганистане с 2001-го по 2014-й год. О том, насколько несокрушимой оказалась та свобода, которую американцы пытались навязать афганцам, не щадя жизней своих солдат, денег, сил, — тому все мы недавно явились свидетелями.

Так называемая Исламская Республика Афганистан просуществовала недолго. Хотя там было всё, за что так боролись американцы: и избранный президент, и конституция, и оснащенная и обученная американцами армия, — силы талибов завоевали страну через считанные дни после вывода войск США. Потому что сколько денег и ресурсов не вкладывай, свобода и мир не могут быть навязаны внешними силами. Невозможно кого-то заставить желать чего-то. Желание должно исходить изнутри.

Когда внутренней воли бороться за независимость и свободу не было и нет — что удивительного в том, что армия распалась, а президент бежал? В течение 20 лет государство подпиралось внешними силами. Как только подпорки убрали — все обвалилось.

Сейчас в соцсетях в большой моде слово «мотивация». Блогеры снимают «мотивационные видео» и пишут мотивационные посты, набираются мотивации, листая ленту Инстаграма, и отвечают на бесчисленные вопросы читателей и зрителей: «Где вы берете мотивацию?»

Пользователи соц-сетей, в основном, и не догадываются, что просмотр мотивационных роликов лишь отдаляет их от той цели, к которой они стремятся — будь то личное счастье, богатство, успешный бизнес или самореализация. Потому что мотивация, предложенная или навязанная со стороны — это та же подпорка, костыль. Стоит подпорку убрать — и всё рухнет. Как рухнула в свое время экономика СССР, на протяжении десятилетий поддерживаемая искусственными методами, как рухнула Исламская Республика Афганистан, сдавшись талибам, как рухнули великие империи, не имеющие духовных основ.

Так где же искать настоящую мотивацию, которая не зависит от внешних сил? И где та свобода, которую невозможно отнять? Для этого нужно понять, кто же есть тот «Я», который, хотя и хотел бы чего-то добиться в жизни, стать лучше, встать на другую духовную ступень, — тем не менее, остается всё на той же точке, и всё ищет и ищет: себя, мотивацию, виноватых, ресурсы… А между тем, у каждого из нас есть всё, совершенно всё, для самореализации.

Ведь истинное «Я» каждого из нас — это не наше воспитание, не круг друзей, не титул или должность; «Я» — это не наше богатство (или его отсутствие), не внешность, цвет волос или кожи, не интеллект и не мечты.

Все это образует бесконечные, сложные нити, которые составляют игровое поле нашей жизни, но это не «Я» каждого из нас. «Я» — тот, кто выбирает, как реагировать на все моральные испытания, которые нам предъявляются в тот или иной момент. Этот выбор за нами, и только за нами. Мы несем личную ответственность за свое решение, было ли оно мудрым или аморальным, или вообще не было решением. Потому что это и есть наше «Я». «Я» есть эта внутренняя воля.

Все остальное, что существует вне нас, это не мы. Мы не несем ответственности за большую часть формирующих обстоятельств своей жизни. Мы несем ответственность за то, как мы решаем ответить на эти обстоятельства.

Можно, конечно, в своих бедах обвинить родителей, супруга, правительство, Б-га или любую другую внешнюю силу, но это вряд ли что-то изменит. И если мы действительно хотим что-то изменить в своей жизни и направить ее в желательное для нас русло, то нам надо сосредоточиться на том единственном, чем мы на самом деле управляем: на нашем выборе.

Тора никогда не вменяла в вину Аврааму, первому праотцу еврейского народа, то, что в детстве он поклонялся идолам. Родиться в то время, когда весь мир был пронизан идолопоклонством, не было его решением. Тора не скрывает и его языческое воспитание. Погруженный во тьму, он использовал свои уникальные обстоятельства, чтобы найти истину, и выбрал величие.

Рош аШана: проверка подлинности

Рош аШана — это день рождения человечества; это праздник свободной воли. Талмуд учит, что в момент суда мы стоим перед Богом совершенно одни и сталкиваемся лицом к лицу с реальностью, а именно с тем, кем мы являемся на самом деле. Все внешние факторы удаляются. Нет друзей, за которыми можно было бы спрятаться, нет общества, в котором можно было бы затеряться, нет оправданий, на которые можно положиться, или других людей, кого можно было бы обвинить. Есть только настоящее «Я» каждого, все его героические и эгоистичные решения, мечты, которые были в досягаемости, но остались нереализованными, и цели, которые он решил поставить перед собой и достичь.

Все внешние подпорки, на которые мы привыкли опираться, падают, и мы остаемся с нашим истинным внутренним «Я», за которое мы полностью ответственны. Вот кого Бог проверяет в Рош аШана.

Эта проверка подлинности может ужасать, ведь она заставляет нас увидеть, из чего мы на самом деле сделаны. Но она также освобождает и открывает глубинный смысл. Трубный голос шофара пронзает нашу душу, призывая нас проснуться и выбрать жизнь. Подобно этому заставляет проснуться и признание того, что только мы сами (каждый из нас!) ответственны за достижение собственного личного величия.

Вот здесь и наступает наш момент истины, который является внутренней мотивацией — нашей собственной, уникальной, не продиктованной никем. В Рош аШана, когда мир создается заново, — кто я, кем я хочу быть в этом новом мире, что я выбираю? Если послушать звуки «ткия-шварим-труа», которые пронизывают предосенний воздух еврейских городов, — не только ушами, но и нутром, становится так ясно, что шофар вопрошает именно об этом. Каждого из нас.


Знаменитый мудрец, знаток Торы, комментатор Писания и раввин дон Ицхак Абарбанель (Абрабанель) профессионально занимался государственными финансами большую часть жизни и имел возможность из первых рук познакомиться с государственной системой нескольких государств. Читать дальше

Религиозный Израиль

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»

Благословение коэнов у Стены Плача: история одной церемонии

Барух Фельдман

Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу

Адмор из Калива: во время поминальной сирены надо учить Тору

Редакция Толдот

Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».

«Эль-Аль» и святость шаббата

Йегуда Авнер

Операция «Обрезание»

Неизвестный автор

«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».

Об антисемитизме

Рав Моше Пантелят

Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.

Экскурсии на Храмовую гору

Редакция Толдот

Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля

Суперкомпьютер и действительность

Рав Ицхак Зильберштейн

По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?