Темы: Тора и психология, Элуль, Батшева Эскин
В 1908-м году американские психологи Роберт Йеркс и Джон Додсон провели один из первых экспериментов на мышах, результаты которого сейчас известны под названием «Закон Йеркса — Додсона», хотя законом эмпирическое обобщение, установленное ими, назвать сложно.
Если кратко, то выводы психологов были таковы. Во-первых, эффективность деятельности зависит от уровня мотивации. А во-вторых, уровень оптимальной мотивации обратно пропорционален уровню трудности задачи. Иными словами, чем труднее для испытуемого задача, тем меньше внешней мотивации ему будет нужно для ее выполнения.
Для мышей экспериментаторы построили лабиринт с двумя входами. Если мышь заходила туда через светлый вход, она в конце лабиринта получала положительное подкрепление, а если через темный — удар током. Сила ударов варьировалась (слабый, средний, сильный), а лабиринты строились различной степени сложности (сложные, средние и легкие).
Наблюдения за поведением мышей привели ученых к выводу, что для решения более сложных задач оптимальным наказанием являлся слабый ток, а для решения более простых задач оптимальным был более сильный ток — но только до определенной точки. Когда наказание становилось слишком болезненным, мыши начинали прятаться, вместо того чтобы выполнять задания.
Исследования на людях продемонстрировали аналогичные результаты. Добровольцев посадили решать задачи-головоломки, награждая их деньгами за каждый успех. Сумма награды за правильное решение поначалу была копеечной и постепенно возрастала до весьма значительной.
Выяснилось, что за чисто символическую награду люди не очень-то были готовы стараться, и результаты показывали невысокие. По мере возрастания награды рос и энтузиазм; соответственно улучшались и результаты. Однако в определенный момент, когда возможность выигрыша достигала немалой величины, энтузиазм перерастал в ажиотаж, и результаты деятельности снижались. Таким образом, выяснилось, что слабая мотивация недостаточна для успеха, но и избыточная вредна, поскольку порождает ненужное возбуждение и суетливость.
Идея заключается в том, что наша нервная система обладает свойством погружать нас в скуку, если в нашей жизни слишком мало стресса — и заставлять нас паниковать, если стресса становится слишком много. В обоих случаях — в полном комфорте и чрезмерном стрессе — мотивация к развитию, росту, достижению целей падает как у животных, так и у людей.
Тот же принцип, по-видимому, стоит и в основе законов нашего духовного роста. Хотя наказание мышей электрическим током может выглядеть для нас как излишняя жестокость, тем не менее, в нашей Устной Традиции мы находим духовный корень этих ударов.
Известный Мидраш говорит, что возле каждой травинки в поле стоит духовный посланник — ангел, — ударяет по ней и говорит ей: «Расти!» Зачем же непременно бить? Неужели нельзя выбрать менее насильственный стимул? Объясняют мудрецы, что слово эрец («земля» на иврите) также можно прочитать как аруц («побегу»). Наш мир — это место, где необходимо бежать вперед.
Вспомним «Алису в Зазеркалье», эту детскую книгу, напичканную взрослыми философскими концепциями: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» Так недоумевающей Алисе объясняла законы Зазеркалья Черная Королева.
А еще слово эрец связано со словом рацон («желание»), что говорит нам об еще одном законе нашей земли, нашего мира: если человек чего-то желает, он бежит туда, в сторону желаемого. И снова заглянем в «Алису»:
— Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
— А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот.
— Мне все равно… — сказала Алиса.
— Тогда все равно, куда и идти, — заметил Кот.
Вот это «всё равно куда идти» — одно из опасных порождений зоны комфорта.
Слово шамаим («небо») не только происходит от корня шам («там»), но и представляет собой множественное число слова «там», воплощая в себе идеальное «там», то есть все существующие в мире «там», все направления, все устремления, все желания. «Там» наш несовершенный мир находит своё совершенство.
И вот «там», в Высших мирах, существует совершенная форма каждой конкретной травинки. И несоответствие между тем, чем она является, и тем, какой она должна быть в идеале, — воспринимается как болезненный удар.
* * *
Сложнее всего в этом мире — меняться: становиться лучше, больше, открывать себя, расти. Мы меняться не хотим, мы любим свой комфорт и хотели бы оставаться там, где хоть и скучно, зато привычно. Иногда там даже неприятно, полно проблем и неудобств, но мы миримся с ними и оставляем всё, как есть, ведь любое истинное изменение — болезненно. Но месяц Элуль требует от нас, чтобы мы вышли из зоны комфорта и осознали наш истинный духовный потенциал.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?