Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
История о еврейской девочке, попавшей в секту

«Чего Наташе не хватает? — недоумевали родители. — У нее есть всё, о чем может мечтать девочка в 16 лет: брендовая одежда и сумочки, заграничные сапоги и кроссовки, занятия теннисом с личным тренером, собственный видеомагнитофон… Даже в Европу она с нами летала два раза! Зачем, зачем её понесло в эту ужасную секту?!»

— Натуся, солнышко, тебе же промывают там мозги. Эти ваши деяния апостолов — художественная литература, а не учение. Если уж на то пошло, почитай для начала Тору, мы же евреи, в конце концов!

Наташа смотрела с сожалением на папу и маму, «несчастных советских людей, лишенных духовных устремлений», смиренно, как ее учили в «Церкви Х», выслушивала всё, что у них было сказать на сей раз, целовала маму в щеку и выпархивала за дверь — на очередное «собрание» или «беседу» — смотря какой был день недели.

Иногда отец терял терпение, забирал у Наташи книжки в тонких обложках (в одной из них краем глаза увидел первую строчку: «Добро пожаловать в семью Бога!», а в другой — «ты сможешь применить на практике то, с чем ты познакомился, и прекрасно провести время в молитве») и запирал в ящик своего стола. Иногда мама подступала с разговорами и уговорами:

— Ты еврейка, тебе не место в церкви…

— Пра-а-авильно, — тянула Наташа, — мы евреи, но не соблюдаем всего того, что написано в Ветхом Завете! А почему? Потому что он Вет-хий! Старый, понимаешь, устаревший! Потому-то и пришел Спаситель, чтобы дать нам Новый Завет! Нам, именно нам, евреям — первым! Понимаешь, мамочка, какая это честь? Наставник сказал…

— Да что твой наставник? Недоучка американский! — фыркала Алла Марковна.

— Мама, как ты можешь… Если ослушаться наставника, знаешь, что будет? Ты хоть представляешь себе, что такое ад?

— Толя, ну скажи ей, ты ведь отец!

Анатолий Григорьевич молчал: его знания всяких «заветов» ограничивались слышанным на лекциях по научному атеизму на… втором, что ли, курсе?..

Разговоры ходили по кругу и ни к чему не приводили. Алла Марковна тоже толком не знала, что ответить дочке, научившейся ловко цитировать Новый завет и слова «наставника». Да и поймать-то ее теперь сложно, Наташу эту: целыми днями то на беседах, то на собраниях, а то вербует на улицах таких же наивных дурочек, как она сама.

«Наставник сказал — если не приведу на воскресное собрание трех новых учениц — поставит вопрос о моем отрезании», — однажды горько пожаловалась Наташа, и Алла Марковна уже успела порадоваться — мол, вот и хорошо, что исключат её, ребенок вернется в семью.

Наташу и правда «отрезали» (то есть исключили и объявили полный бойкот) за какую-то провинность, вроде как десятину вовремя не внесла — но она впала в такую лютую тоску, что Алла Марковна уже и не знала, что лучше… Наташа плакала навзрыд, почти не ела и сочиняла многостраничное покаянное письмо — рвалась обратно, к изгнавшим ее сектантам…

Алла Марковна ума не могла приложить, куда идти, что делать, как вернуть ребенка… А тут позвонила учительница с курсов английского из Общинного центра, спрашивала, куда Наташа подевалась, почему занятия пропускает, ведь семестр проплачен. Алла Марковна ей всё и выдала про дочкину секту. Потом уже подумала: «Что это я — почти незнакомому человеку?..»

Учительница английского отреагировала интересно. Посочувствовала, конечно, сначала, а потом сказала буквально вот что:

— Запишите, пожалуйста, телефон. У нас в Общинном центре есть один раввин, который сталкивался с подобными случаями. Мне кажется, вам стоит с ним поговорить.

Алла Марковна автоматически записала. К раввинам у нее было примерно такое же отношение, как к Наташиным «наставникам», не знакома она была ни с теми, с другими, но всё же… Бабушка говорила, что ее дед был раввином. Может, позвонить?

***

Рав оказался вовсе нестарым улыбчивым черноволосым человеком в черной бархатной кипе и с аккуратной бородкой. Он внимательно выслушал Аллу, подумал минуту и сказал:

— Есть способ, есть. Вопрос только, готовы ли вы им воспользоваться. Он непростой и долгий. Но ведь у вас только одна дочь, верно?.. Она искренне ищет Бога. Вы можете помочь ей найти Его. Знаете, что? Вы же на улице М-й живете? Приходите к нам в пятницу вечером на ужин. Мы с женой будем очень рады.

— Спасибо, — неуверенно сказала Алла.

— Вот и отлично! Как раз и поговорим обо всём. А если Наташа не захочет идти — приходите вдвоем.

Первая реакция Наташи была:

— Зачем еще? Какие гости? Что? Раввин? Да вы шутите! — Но потом представила, как она будет сидеть весь вечер в слезах одна в четырех стенах, — и согласилась.

Квартирка у раввина была небольшая. Как шесть детей умещались в одной детской — Наташа сначала не поняла. Потом пригляделась и увидела, что кресла, тесно расставленные в гостиной, явно раскладываются и на ночь превращаются в кровати.

Глаза рава и его жены светились спокойным и приветливым светом, какого не было в глазах ни у кого из Наташиных знакомых. У них в церкви тоже наставники были «с блеском в глазах» — но в них читался неуемный энтузиазм и американский «позитив», а что было глубже — неизвестно. Может, страх потерять свою такую выгодную работу в Москве? Может, радость осознания своей власти над «учениками»?.. Может, даже вера в Бога — но точно этого сказать было нельзя: уж очень густ был слой энтузиазма…

Рав ухаживал за своей женой, как будто только вчера сделал ей предложение. Жена смотрела на него с нежностью. Они как-то умудрялись и с детьми говорить, и с гостями, и друг с другом. И вот что было самое необычное: все, что они говорили, имело смысл. Не было того пустословия, которое неизбежно довлело над любым застольем. А когда рав и мальчики запели, всем им — и Наташе, и Алле, и Анатолию — показалось, что стены маленькой гостиной раздвинулись, свечи в подсвечнике разрослись в прожектора, и что мелодия уносит их в какие-то выси, где они никогда не бывали.

Наташа ничего подобного раньше не слышала. У них на собраниях тоже пели — но пели весело, энергично, раскачиваясь из стороны в сторону, и в их песнях было что-то очень студенческое и тусовочное. Песня утверждала: мы вместе, мы все свои, мы молоды, у нас нет проблем!

Песни за столом раввина говорили совсем другое: нас мало, мы живем среди чужих, мы хотим на родину — но Боже, Ты с нами, и Ты приведешь нас в ту землю, которую мы потеряли. И Бог действительно был с ними, это ощущалось всеми пятью чувствами и шестым в придачу. Наташа даже спросила у раввина, осмелев, — что это за чувство, есть ли у него название и как часто оно их посещает. Рав не удивился вопросу и заговорил о Шхине, Б-жественном присутствии — и все дети затихли, прислушиваясь к словам отца.

Они сидели допоздна, обещали прийти еще раз через неделю, домой возвращались вдохновленные — а назавтра Наташа снова села за свое покаянное письмо.

«Не помогло», — подумали Алла и Анатолий. А чего они ожидали, в самом деле? Жена рава сказала Алле, когда они оказались на кухне вдвоем, раскладывая по тарелочкам пирожные: «Почитайте сами, поучитесь — тогда вы будете знать, что ответить на ее вопросы. Я вижу, что вопросов у нее много…»

Наташа сидела над письмом: «Я обещаю, что всегда, всегда буду вовремя платить десятину, чего бы мне это не стоило. Я обещаю всегда слушаться наставника» — но слезы из ее глаз уже не текли. Так ли ей на самом деле хотелось вернуться в большой зал со сценой, на которой кричит по-английски проповедник, а рядом стоит переводчик и повторяет с тем же удалым энтузиазмом слова, смысла которых он не понимает, хотя старательно переводит?

Нет, ей хотелось вернуться туда, где такие простые вещи — мерцающие свечи, тихие мелодии, горячий суп — необъяснимым образом переносят тебя в другое измерение. Но как же церковь, наставник, «сестры» и «братья»? Ведь это они ей раскрыли глаза на то, что есть Бог! Уйти от них — значит, предать… Бога?..

Казалось, эти два месяца станут самими необычным в жизни их семьи. Они не знали, что самое необычное — впереди, а пока только сами себе удивлялись. Аллу как-то перестали интересовать новые сумочки и туфли, а Анатолия — новые иномарки. Их как магнитом тянуло к книгам, которые они начали читать только для того, чтобы уметь отвечать на Наташины вопросы. Но с каждой изученной страницей и с каждым новым уроком у них появлялись свои вопросы — и они поняли, что учатся для себя.

Наташу родители не трогали. Только спрашивали каждую пятницу: «Ты с нами?» Она неизменно кивала и, предвкушая ожидающие ее несколько часов счастья, бросалась переодеваться в нарядное платье. Да, так она для себя определяла это чувство — счастье. Там, у «братьев» и «сестер» — был долг. А возле свечей — счастье.

***

Однажды в пятницу Наташа, придя из школы, не услышала привычного вопроса мамы: «Ты с нами?» Но дом как-то по-особенному был прибран и полон чудных запахов — свежеиспеченного хлеба, настоявшегося бульона, коричных печений и еще чего-то неуловимого. На полочке стояли свечи, готовые осветить и освятить этот шабат.

Оказывается, счастье было возможно не только в доме черноволосого раввина и его жены. Оно было здесь, совсем рядом. Наташе потребовались еще долгие месяцы, прежде чем она поняла, что её долг и её счастье — нераздельны, и не имеют никакого отношения ни к наставникам, ни к мнимым «братьям» и «сестрам», ни к тому проповеднику, что кричит в микрофон.

Это осознание придет постепенно, и будет много вопросов и сомнений, противоречий и несбывшихся ожиданий; не всё получится сразу, а что-то не получится вовсе. Но еврейская душа Наташи (Наташи? Нет, теперь её зовут Таль) будет чувствовать всегда — как она впервые почувствовала тогда, в далеком 1992-м году, — счастье шабата. Шабата, который спасает, возвращает, питает и дает надежду каждому еврею.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?