Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Император Адриан решил построить город на развалинах Иерусалима, назвать его Элия Капитолина и заселить римлянами и греками, что было воспринято евреями как осквернение святыни. Пока Иерусалим стоял в развалинах, оставалась хоть какая-то надежда на его восстановление.

В 132 году н.э., через 62 года после разрушения Второго Храма — великой трагедии, постигшей еврейский народ, когда Рим предал огню Божественное святилище и разрушил великий город, — многие евреи надеялись, что как после 70 лет Вавилонского изгнания народ Израиля удостоился основать Второй Храм, так же и через 70 лет Римского изгнания они смогут возвести Третий Храм. В те дни на трон в Риме взошел император Адриан. Иудея пребывала в трауре по разрушенной Божественной обители, и стали раздаваться призывы к восстанию. Мудрецы всеми силами пытались убедить народ не восставать против Рима, чтобы не погасли последние искры изучения Торы и не произошло полное изгнание потомков Авраама со Святой земли.

Император Адриан решил построить город на развалинах Иерусалима, назвать его Элия Капитолина и заселить римлянами и греками, что было воспринято евреями как осквернение святыни. Пока Иерусалим стоял в развалинах, оставалась хоть какая-то надежда на его восстановление. Правление императора Адриана напоминало эпоху греческого царя Антиоха Эпифана, когда греки вознамерились превратить Иерусалим в языческий город и принудить евреев оставить Тору и ее заповеди, что закончилось войной, чудесной победой и установлением праздника Ханука. В результате произошло восстание. В те времена наместником Рима в Иудее был Турнус Руфус, который пытался подавить мятеж, однако не справился с этим, и каждый день приносил евреям всё новые победы над врагом.

Еврейское сопротивление возглавил Шимон бар Козива — праведный еврей неслыханных силы и мужества. Евреи стали называть его Бар-Кохба — Сын Звезды. Это имя наводило ужас на врагов и обращало их в бегство. Ряды восставших пополнялись евреями, которые собирались из стран изгнания и храбро сражались вместе со своими братьями из Святой земли против разрушителей Храма. Так вскоре почти вся Иудея была охвачена восстанием и освобождена от римлян. Раби Акива и другие мудрецы того поколения видели в Бар-Кохбе долгожданного Машиаха. Раби Акива относил к нему исполнение стиха Торы: «Взошла звезда от Яакова».[1] Однако после того, как Бар-Кох-ба был убит римлянами и пал город Бейтар — последний оплот восстания, — стало ясно, что он не удостоился стать Машиахом, которого все евреи так ожидали.

Адриан видел в восстании евреев угрозу всей восточной части Римской империи. Он послал в Кейсарию выдающегося полководца Юлия Севера, который долгое время не предпринимал активных военных действий, а в основном следил за евреями. Он убедился в их мужестве и отваге. И тогда полководец прибег к испытанной тактике: римский флот уничтожил корабли, поставлявшие продовольствие жителям Иудеи. Римская армия, расположенная в Кейсарии, неоднократно имитировала наступление и возвращалась назад, так и не начав боевых действий. Эти маневры ослабили бдительность евреев. Многие из них не считали целесообразным выходить на открытое сражение с легионами Рима.

Юлий Север воспользовался недостатком решимости евреев и постепенно захватывал город за городом. Разрушенный Иерусалим снова оказался под пятой врага. Но, несмотря ни на что, Бар-Кохба не отчаивался. Он понимал, что в открытом бою ему не выстоять против римских легионов, поэтому отошел в Иудейские горы, главной крепостью в которых был город Бейтар. На протяжении трех с половиной лет римляне осаждали укрепления Иудейских гор. Евреи мужественно сражались с врагом, который уже отчаялся захватить неприступную крепость, но, к несчастью, Бар-Кохба совершил страшный грех. Обращаясь к Небесам, в упоении от своих побед он произнес, что просит Всевышнего не о помощи, а только о том, чтобы Он не мешал ему в сражениях. Такая «просьба» являлась ужасным богохульством. Кроме того, по ложному обвинению был предан смерти раби Элазар Амодаи, чья праведность, заслуги и молитва защищали Бейтар. За эти грехи и были наказаны Бар-Кохба и всё его поколение.

Город Бейтар пал и был захвачен 9 ава — в годовщину разрушения Иерусалимского Храма. Римские солдаты, разъяренные тяжелой и продолжительной осадой, безжалостно убивали всякого, кто попадал в их руки. Они окружили город и не дали спастись ни одному из его защитников. Евреи пытались укрыться в пещерах. Чтобы выманить их из убежищ, римляне лживо обещали сохранить жизнь тем, кто сдастся в плен. Однако вышедшие из укрытий были жестоко убиты. Те, кто не поддался на посулы врага и остался в пещерах, страдали от голода и жажды. Когда иссякли последние съестные припасы, некоторые дошли до того, что утоляли голод плотью мертвецов. Город Бейтар был залит еврейской кровью, и число убитых в нем превысило 600 000 человек.

После победы император Адриан жестоко расправился с жителями Бейтара и запретил хоронить погибших. Иерусалим был превращен в греко-римский город. На месте Храма воздвигли статую римского божества. Адриан знал, что сила еврейского народа коренится в Божественном учении, и поэтому под страхом смерти запретил изучение Торы и соблюдение заповедей. Был издан декрет, согласно которому соблюдение шабата, обрезание и наложение тфилина каралось смертной казнью. Многие евреи погибли за соблюдение Божественного Завета. Особенно жестоким гонениям подвергались мудрецы Торы. Вопреки декретам они продолжали учить Тору и передавать знание своим ученикам. Преследуя мудрецов, Адриан пытался искоренить Тору из национальной памяти народа Израиля. Он хотел, чтобы следующее поколение евреев выросло без Торы и ее заповедей и ассимилировалось с окружающими народами.

Вскоре после падения Бейтара и подавления восстания Бар-Кохбы раби Акива был заключен в тюрьму, а 10 тишрея, в Йом-Киппур, римляне подвергли его жестокой казни в числе Десяти мучеников царства. Так об этом рассказывается в Талмуде: «Раби Акиву выводили на казнь, когда наступило время чтения Шма. Его тело раздирали железными щипцами, а он читал Шма, принимая на себя царство Небес. Его ученики спросили: “Учитель наш! Как ты можешь?” И он ответил: “Всю мою жизнь я сокрушался о том, что не удостоился исполнить заповедь Торы: “Возлюби Господа, Б-га твоего. всей твоей душой.”[2], значение которой: “Даже когда Он забирает твою душу…” Каждый день, произнося эти слова, я думал: когда же я удостоюсь их исполнить? Теперь же, когда мне выпал случай, неужели я не исполню эту заповедь?” И он растягивал слово “один” в завершении Шма до тех пор, пока его душа не рассталась с телом»[3].

Великий учитель еврейского народа погиб мученической смертью и был похоронен в Северной Галилее в городе Тверия. Талмуд повествует, что в день гибели раби Акивы родился раби Йеуда Анаси из дома царя Давида — глава четвертого поколения мудрецов, завершивших составление Мишны.


[1] Берешит 1:27.

[2] Дварим 14:1.

[3] Авот 3:18.

Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?