Темы: Еврейская семья, Семейное счастье, Радость, Муж и Жена, Теила Абрамов
Поздней ночью на постоялый двор заглянул одинокий путник. Он устал с дороги и хотел отдохнуть несколько часов, чтобы на следующее утро продолжить путешествие. Но хозяин вежливо отказал ему: все номера заняты, мест нет. Путник стал умолять хозяина: «Неужели у вас не найдется свободной кровати всего на три-четыре часа?»
И тут хозяина осенило. Он сказал гостю, что в одном из номеров остановился генерал, который сейчас отсутствует. Если путник обещает встать к пяти часам утра, он может воспользоваться генеральской постелью. Благодарный путник заверил отзывчивого хозяина, что намерен успеть на самый ранний поезд, так что генерал даже не догадается, что в его комнате кто-то ночевал. Так они и договорились.
Едва рассвело, хозяин постоялого двора ворвался в генеральский номер. «Скорее, скорее вставайте! — кричал он. — Генерал уже вернулся. Немедленно уходите!» Путник торопливо оделся, сунул вещи в дорожную сумку и выскочил за дверь, едва не столкнувшись нос к носу с генералом. Обошлось без скандала, но произошло маленькое недоразумение. Путник в спешке надел не свою одежду, а запасную генеральскую форму.
Придя на железнодорожную станцию, он случайно бросил взгляд в зеркало и обомлел: на него смотрел человек в генеральской форме. «Ну и дурак же хозяин! — воскликнул растерявшийся путник. — Вместо меня он разбудил генерала!»
• • •
В этой забавной притче, рассказанной Хафец Хаимом, заложена важная мысль.
Человек нередко ведет себя в соответствии с тем статусом и образами, которые навязывают ему окружающие. Однако, как бы он ни преуспевал в работе, вернувшись домой, он обязан сменить «образ». Каким бы выдающимся врачом, юристом, педагогом или бизнесменом он ни был, этот его статус не переносится в семью. А его семейному статусу никак не повредит, если он подметет пол, сменит младенцу пеленки или вынесет мусор. Как это ни трудно, каждый должен осознать, что наша роль мужа и отца не имеет никакого отношения к той «генеральской форме», в которую нас облекает общество.
Согласно традиционному распределению семейных ролей, муж проводит целый день на работе и вечером возвращается домой, к жене. Поэтому ему надо провести четкую грань между работой и домом. Допустим, он работает учителем и дети относятся к нему как к самому главному и умному человеку в классе. Или он — управляющий производством. Подчиненные беспрекословно выполняют все его распоряжения. Но вот он приходит домой. И тут ему надо снять «генеральскую одежду» и войти в роль мужа и отца, произвести «трансформацию».
Войдя в свой дом после напряженного трудового дня и поцеловав мезузу у входной двери, мужчина должен стряхнуть с себя все заботы и неприятности, одолевавшие его во внешнем мире. Сейчас он вступает в новый мир, в самое важное место в своей жизни — в свой мишкан меат [«малый Храм» — прим. ред.]. Целуя мезузу, он должен оставить все переживания и проблемы за порогом.
Если у него нервная работа, если ему приходится часто вступать в конфликты с начальством или коллегами — переходить из одного мира в другой надо особенно внимательно. Вы медленно бредете домой, мечтая лишь об одном — скорее погрузиться в кресло и тихо зализать свои раны. Будьте осторожны! Может случиться, что у кого-то из ваших близких тоже был нелегкий день, и он/она тоже нуждается в утешении и покое. Если вы хотите превратить свой дом в надежную гавань для себя и других членов семьи, вам придется собрать в кулак весь оставшийся запас душевных сил и войти в дом не с кислой миной на лице, а с улыбкой и добрым словом для каждого. Такой пролог обеспечит благоприятный настрой на весь вечер и укрепит теплую атмосферу домашнего очага.
Надо призвать на помощь всю волю, всю выдержку, чтобы не испортить момент торжественного вступления в свои владения. Знайте, что первые две минуты определят тон на весь вечер. Войдите с радостным приветствием, скажите жене, как вы скучали по ней, возьмите на руки детей. Атмосфера радости создана! И если вам все же требуется уйти к себе и расслабиться в кресле, то больше не сдерживайтесь: уйдите и расслабьтесь.
Помните золотое правило: настроение — вещь заразительная.
Не ждите от ваших близких, что они будут веселить вас, если вы придете домой в мрачном, подавленном настроении. Но будьте уверены, что ваша радость и оптимизм непременно передадутся всей семье.
Автор: Теила и Ирмияу Абрамов
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?