14 августа 2020 года, темы: Кирув, Траур, Бааль Тшува
Рав Штейнзальц родился в 1937 году в Земле Израиля, в ассимилированной семье выходцев из Восточной Европы. Будучи подростком, он почувствовал тягу к вере своих отцов и, обучаясь в светской школе, стал просить родителей позволить ему брать частные уроки иудаизма.
Параллельно с изучением Торы он не оставил и светские науки и, получив образование в Еврейском Университете, продолжал его углублять и расширять всю жизнь, при этом всё больше приближаясь к своему главному предназначению в жизни — жить по Торе и учить этой жизни тех, кому, так же, как и ему самому, не пришлось получить знания о еврейской Традиции в своей семье. Для этого он в молодом возрасте получил раввинскую смиху и начал преподавать.
О раве Штейнзальце вскоре заговорили как о самом молодом директоре школы. Действительно, ему было только 23 года, когда он основал и возглавил свою собственную — экспериментальную — школу недалеко от Беэр-Шевы, где старался развить в детях любовь к знаниям, стремление к постижению духовности, уверенность в своих возможностях.
В 1984 г. рав Штейнзальц создал в Иерусалиме комплекс учебных заведений «Мекор хаим», где, кроме религиозных предметов, в программу входили и общеобразовательные дисциплины.
Другое направление деятельности рава Штейнзальца состояло в изучении наследия хасидизма и передачи своих знаний читателю. Его перу принадлежат развернутый комментарий к книге «Тания», комментарий к избранным притчам рабби Нахмана («Шесть рассказов рабби Нахмана из Бреслава») и другие. Кроме того, рав Адин Штейнзальц написал около 60 статей, посвященных вопросам еврейской религии, образования, философии, литературы, актуальным проблемам еврейской жизни.
Рав Штейнзальц прилагал огромные усилия для того, чтобы сделать Талмуд доступным для широких масс. Его книги и статьи приобрели широкую известность, были переведены на английский, французский, китайский и другие языки — и, несомненно, помогли многим и многим евреям прикоснуться к еврейской мудрости. Но больше всего рав Штейнзальц сделал для евреев Советского Союза.
Как только железный занавес начал приоткрываться, в 1989 году, усилиями рава Адина Штейнзальца был основан Московский образовательный центр «Мекор хаим» — один из первых после долгого перерыва еврейских культурно-образовательных центров, признанных советским государством.
В том же году рав Штейнзальц основал в Москве Институт изучения иудаизма в России (Институт Штейнзальца). Именно благодаря этому институту в Москву в 1989 году приехала семья раввина Пинхаса Гольдшмидта.
Рав Штейнзальц общался с общинами из Москвы и Санкт-Петербурга, посетил Сибирь, азиатские страны СНГ, Украину, Молдавию, Белоруссию, Литву и Крым, встречался там с активистами еврейских общественных организаций, выступал с лекциями и уроками.
Целью рава Штейнзальца было познакомить широкую аудиторию евреев, за 70 лет совершенно оторвавшихся от своих корней, с богатством еврейской культуры и традиций. И это ему во многом удалось, он стал подлинным Учителем для многих советских евреев, обращаясь к ним на понятном им языке. Кто как не он, бааль-тшува, мог понять, как вернуть к Торе удалившихся от нее?
Рав Штейнзальц трудился всю свою жизнь. И даже после инсульта, случившегося с ним в 2016 году и лишившего его способности говорить, он не переставал работать, редактируя и корректируя свои ранее написанные статьи и книги, знаками показывая сыну, что необходимо исправить…
Уход из жизни рава Адина Штейнзальца — невосполнимая для нас утрата. Барух даян а-эмет.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?