Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Законы о мукце в Субботу и праздники 3. Предметы, которые обычно берегут и используют только по прямому назначению

Из цикла «Законы о мукце в Субботу и праздники», темы: Суббота, Мукце, Рав Лейб Нахман Злотник, Запреты в Субботу

Категория «мукце махмат хисарон кис» и ее особенности, разнящиеся от человека к человеку

Предметы, предназначенные для исполнения заповедей («мукце махмат мицва»)

Предмет, предназначенный исключительно для исполнения заповеди, иногда имеет статус «мукце» и его запрещено перемещать и использовать в Субботу. Так, например, во время праздника Суккот украшения сукки (праздничного шалаша) и материалы, использованные для ее строительства, являются «мукце махмат мицва» и их запрещено перемещать. Растения, используемые для заповеди «натилат лулав» (см. здесь), за исключением этрога[1], в Субботу праздника Суккот являются «мукце махмат мицва». Этрог обладает приятным ароматом, которым разрешено наслаждаться в Субботу, поэтому он не является «мукце».

Предметы, которые обычно берегут и используют не иначе, как по их прямому назначению («мукце махмат хисарон кис»)

Общие принципы и практические примеры «мукце махмат хисарон кис»

Предметы, которыми по их прямому предназначению в Субботу не пользуются, а для других целей использовать их не хотят, чтобы они не испортились, в рамках законов о «мукце» классифицируются как «мукце махмат хисарон кис». Предметы, определенные как «мукце махмат хисарон кис», запрещено перемещать в Субботу, какая бы цель при этом ни преследовалась[2].

Иногда к категории «мукце махмат хисарон кис» может принадлежать совсем недорогостоящий предмет, если его хранят для определенных целей и стараются уберечь, чтобы он не испортился. Является ли тот или иной предмет «мукце махмат хисарон кис», зависит от того, насколько хозяину предмета важна его сохранность. Другими словами, одна и та же вещь для одного человека может иметь статус «кли ше-млахто ле-исур», а для другого — «мукце махмат хисарон кис», в зависимости от того, насколько бережно хозяева к ней относятся. Так, для одних чистый лист бумаги, предназначенный для письма или печатания, считается «мукце махмат хисарон кис», т.к. они его берегут, чтобы он не помялся и не испачкался. Другие не берегут особо такой же лист бумаги и могут с легкостью использовать для любой цели, и для них он не является «мукце махмат хисарон кис», а имеет статус «кли ше-млахто ле-исур»[3].

Такой же закон действует и в отношении почтового конверта: если его берегут и не используют, то он «мукце махмат хисарон кис», а если особо не берегут, то он — «кли ше-млахто ле-исур»[4].

Почтовые марки, предназначенные для наклеивания на письма, открытки и бандероли, считаются «мукце махмат хисарон кис». Коллекционные марки — «кли ше-млахто ле-этер».

Чистая тетрадь — «мукце махмат хисарон кис». Если в тетради часть листов использована для записей, а часть осталась чистой, то в случае, когда записи более важны, чем чистые листы, тетрадь считается «кли ше-млахто ле-этер». Если же использованные листы не нужны и в основном тетрадь хранят для чистых страниц, она является «мукце махмат хисарон кис».

Музыкальные инструменты, когда ими не пользуются, обычно бережно хранят в чехлах или футлярах и их статус, как правило, «мукце махмат хисарон кис» и перемещать их в Субботу запрещено. Такой же статус у составных частей миксера и кухонного комбайна.

К данному виду «мукце» также можно отнести различные виды документов: договора, доверенности, банковские распечатки, чековые книжки, кредитные карточки, гарантийные письма, расписки. Паспорт и другие удостоверения личности также, с одной стороны, бережно хранят, а с другой, им, как правило, нет применения в Субботу, поэтому их статус — «мукце махмат хисарон кис». В случае если виды перечисленной документации устарели, утратили свою ценность и их собираются выбросить, они считаются «мукце махмат гуфо» и, соответственно, перемещать их в Субботу должны в соответствии с законами о данном виде «мукце», которые будут рассматриваться ниже.

Дипломы, грамоты, рекомендации не запрещено читать в Субботу: хотя их довольно бережно хранят, тем не менее, иногда берут, чтобы посмотреть самим и показать другим.

Поэтому они считаются не «мукце махмат хисарон кис», а «кли ше-млахто ле-этер». Табели, аттестаты, дневники, классные журналы также не считаются «мукце махмат хи — сарон кис»[5].

Предметы, которые иногда имеют статус «кли ше-млахто ле-этер» или «охель ве-китвей а-кодеш», а иногда — «мукце махмат хисарон кис»

Выше упоминалось о том, что одна и та же вещь иногда может иметь статус «кли ше-млахто ле-исур», а иногда — «мукце махмат хисарон кис», и от этого зависит, разрешено ли ее перемещать в Субботу «ле-цорех гуфо» и «ле-цорех мекомо». Рассмотрим дополнительные ситуации, при которых статус одной и той же вещи зависит от ее предназначения.

Предмет, которым пользуются для совершения разрешенных в Субботу действий, может быть либо «кли ше-млахто ле-этер», и тогда его разрешено перемещать для любых целей, либо он относится к разряду «охель ве-китвей а-кодеш», и тогда его разрешено перемещать даже без какой-либо цели. В случае если предмет, относящийся к одной из этих категорий, предназначен для продажи, и его хозяева заинтересованы сохранить его товарный вид, и потому не пользуются им вообще, он считается «мукце махмат хисарон кис». То же самое можно сказать и о предметах, которыми человек не собирается пользоваться, поскольку хочет обменять их в магазине, вернуть или использовать в качестве подарка. Все же, если есть вероятность того, что человек решит оставить этот предмет для личного использования, он считается разрешенным предметом.

Продукты питания, как правило, не становятся «мукце махмат хисарон кис», даже если они выставлены на продажу. Ведь практически всегда существует вероятность того, что их владелец может угоститься ими сам или угостить других. Те продукты, которые хозяин магазина намерен именно продать как товар, считаются «мукце махмат хисарон кис».

Аналогично этому, святые книги в виде рукописей или печатных изданий, которые представляют собой историческую или музейную ценность, являются реликвией, предназначены для продажи или для подарка, и их хозяева не допускают возможности пользования ими, являются «мукце махмат хисарон кис».

Заметим, однако, что Свиток Торы, в котором обнаружили ошибку, не становится «мукце», несмотря на то, что пока его не исправят им запрещено пользоваться для общественного чтения Торы. Это объясняется тем, что с помощью такого Свитка можно учить Писание. Кроме того, можно танцевать с ним во время праздника Симхат Тора. Такой Свиток разрешено переставить внутри ковчега в котором он хранится, для того чтобы он не упал, или для того чтобы достать другой свиток, в котором нет ошибок. Если ошибка была обнаружена во время субботнего чтения Торы, разрешено вернуть Свиток в ковчег.

Посуда, одежда, украшения и очки, которые, согласно мнению многих авторитетов, обычно принадлежат к группе «охель ве-китвей а-кодеш», в случае, когда их хозяин собирается использовать их не иначе, как в качестве товара или подарка, считаются «мукце махмат хисарон кис».

Из журнала Мир Торы


[1] Цитрон.

[2] За исключением случаев, когда это необходимо для опасно больного.

[3] Поскольку основное его предназначение в выполнении действий, запрещенных в Субботу — письмо или печать.

[4] Т.к. на нем обычно пишут адрес, приклеивают марку и ставят штемпель, что в Субботу запрещено.

[5] Они считаются «кли ше-млахто ле-исур», ибо их чтение в Субботу запрещено мудрецами из-за опасения, что в них могут внести исправления.


Знаменитый мудрец, знаток Торы, комментатор Писания и раввин дон Ицхак Абарбанель (Абрабанель) профессионально занимался государственными финансами большую часть жизни и имел возможность из первых рук познакомиться с государственной системой нескольких государств. Читать дальше

Религиозный Израиль

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»

Благословение коэнов у Стены Плача: история одной церемонии

Барух Фельдман

Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу

Адмор из Калива: во время поминальной сирены надо учить Тору

Редакция Толдот

Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».

«Эль-Аль» и святость шаббата

Йегуда Авнер

Операция «Обрезание»

Неизвестный автор

«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».

Об антисемитизме

Рав Моше Пантелят

Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.

Экскурсии на Храмовую гору

Редакция Толдот

Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля

Суперкомпьютер и действительность

Рав Ицхак Зильберштейн

По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?