Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Недавние археологические находки в Тель-Моца близ Иерусалима стали поводом для сенсационных сообщений в прессе…

Недалеко от Иерусалима, рядом с поселком Моца-Илит, уже более двадцати лет с перерывами ведутся раскопки. Археологический объект под названием Тель-Моца начал приоткрывать свои недра и обнаруживать такие строения и артефакты, которые светская израильская пресса сразу же попыталась представить как «противоречащие Библии».

После опубликованного в январско-февральском номере 2020 года «Библейского археологического обзора» отчета о новейших раскопках, русскоязычный интернет взорвался однотипными заголовками, кричащими о найденном археологами «храме, противоречащем Библии».

Раскопки в Тель-МоцаПанорама раскопок

А вместе с тем, сами археологи Шуа Кисилевич и профессор Одед Лифшиц в своем отчете очень осторожны и говорят лишь о том, что обнаруженные ими находки позволят углубить знания о религиозной жизни евреев 3000 лет назад.

В течение многих веков принадлежавшая колену Биньямина Моца была административным центром, жители которого занимались хранением и распределением зерна: в Тель-Моцу свозили запасы зерна из окрестных селений, а затем продовольствие отправляли в Иерусалим.

По нашей Традиции, у города Моца явно было какое-то особое значение: именно сюда отправлялись евреи во времена Храма за молодыми побегами аравы для исполнения заповеди аравот в Ошана Раба — последний день праздника Суккот.

Евреи «Старого Ишува» в XIX веке каждый год за два дня до Песаха специально ездили за родниковой водой из Иерусалима в Моцу, чтобы использовать ее для приготовления мацы. Родниковая миква в Моце сохранилась до наших дней, но, к сожалению, в последние годы она заброшена и пересохла.

В 90-е годы при строительстве новой дороги рядом с Моцей начались археологические раскопки. Со временем они углубились и расширились, и вот, в 2012 году археологи обнаружили в Тель-Моце здание, во многом схожее с Храмом Шломо — как он описывается в 6-й главе книги Царей I: массивные стены, двор с большим квадратным алтарём и жертвенниками, хранилища священных сосудов. Археологи даже выдвинули версию, что строители этого здания были те же, что и Храма Шломо!

На территории раскопок были обнаружены только кости кошерных животных, что указывает на еврейский характер жертвоприношений. Причем кости и обломки глиняной посуды находились в особой яме, которую археологи сравнили с современными гнизами — местами захоронений священных текстов и святых предметов. Кроме того, были найдены четыре небольшие глиняные фигурки: две человеческие «головы» и две лошади.

Фигурка лошади из Тель-МоцыТакая фигурка была найдена во время раскопок в Тель-Моца

Так что же — разрешалось совершать жертвоприношения вне Храма? И что делают в еврейском храме фигурки лошадей? В еврейской истории были разные периоды. После заселения Земли Израиля приношения на частных жертвенниках были разрешены все то время, пока Скиния оставалась в городе Гильгаль. После ее перемещения в Шило частные жертвенники были запрещены.

А после разрушения Шило (в конце эпохи Судей и начале эпохи Пророков) частные жертвенники были разрешены вновь — до постройки Храма. Таким образом, бывали времена, когда на частных жертвенниках было можно делать приношения, и в эти периоды это считалось благородным делом, служением Б-гу.

Фрагмент раскопок в Тель-Моца

На тех этапах истории желание Вс-вышнего было в том, чтобы каждый человек и каждая группа людей выработала свой путь и свой подход к служению, чтобы каждое из колен Израиля развилось и укоренилось.

Что же касается изваяний животных, нам известно, что, несмотря на строгий запрет поклоняться идолам и прибегать к каким-либо посредникам между Б-гом и людьми, — тяга евреев к идолопоклонству была очень сильна вплоть до конца эпохи пророков.

Чем был вызван грех золотого тельца, которого евреи отлили себе в пустыне? Телец был всего лишь обозначением одной из сил, посредством которых Б-г управляет миром, и евреи сделали его, чтобы он служил посредником между ними и Вс-вышним. И так, к сожалению, было на протяжении многих веков: наряду с истинным служением Вс-вышнему, время от времени возникали те или иные формы «тельцов»-посредников.

Археологи выдвинули предположение, что обнаруженное в Тель-Моца здание относится к эпохе Первого Храма. Это всего лишь предположение, и его еще предстоит подтвердить или опровергнуть при помощи научных методов, чтобы выяснить и год постройки, и годы прекращения использования жертвенника по назначению.

Точно так же предстоит уточнить и годы постройки другого здания, обнаруженного под еврейским святилищем: языческого капища, представляющего собой большое круглое здание из необожжённого кирпича. Такие капища, или мацевот, неоднократно упоминаются в Танахе, так как евреям их было предписано разрушить. Но, как было уже упомянуто, с жертвенниками и идолопоклонством у нас долгое время были непростые отношения, и языческие бамот (возвышения) на горах Эйваль и Гризим, в Шило, в Шхеме, в Бейт-Эле, продолжали существовать и во времена Израильского Царства.

Все обнаруженные до сих пор бамот находятся в пределах Шомрона, а на территории Иудеи, как известно, все языческие храмы были разрушены по указу праведного царя Хизкияу. Вот этот факт и взбудоражил светскую прессу: оказывается, в пяти километрах от Храма Шломо и одновременно с ним (в X-IХ вв. до н.э.) функционировал еще один Храм!

На самом деле, сами исследователи заявляют, что кроме времени постройки святилища, им предстоит выяснить, кто его построил, какие именно жертвы приносились там, была ли какая-то связь между этим храмом и Иерусалимским Храмом Шломо? А еще — были ли прекращены там жертвоприношения после реформ праведных царей Иудеи Хизкияу и Йеошияу, запретивших приносить жертвы где бы то ни было, кроме Храма?

Как это часто бывает, увы, находки, которые для ученых стали поводом для вопросов, для прессы явились материалом для «смелых» выводов о том, что «в Библии написано иначе» и что «теперь выясняется, что религиозные практики иудеев в тот период времени были гораздо шире».

Мы улыбнемся этим выводам и подождем, ведь мы знаем, что археология только подтверждает Тору, а не опровергает. Кумранские свитки, Папирус Ипувера, жертвенник на горе Эйваль, комплекс «Град Давида», печати и таблички с именами знатных сановников, монеты, колокольчик первосвященника — все эти и десятки других археологических находок позволяют нам увидеть воочию то, о чем мы прочитали в Танахе.

Управление древностей Израиля изыскало бюджет для реконструкции этого места и обещает в ближайшие два года обустроить смотровую площадку, чтобы представить археологические находки в Моце на всеобщее обозрение.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?