Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Глава рассказывает о событиях в семье Яакова после того, как он вернулся на родину: «И поселился Яаков в земле Кнаан…» (Берешит, 37:1). Глава описывает отношения между Яаковом и сыновьями и между самими сыновьями Яакова. Именно эта глава содержит знаменитые сны Иосефа, которые он пересказывает отцу и братьям, и историю продажи Иосефа в рабство в Египет братьями, которые были возмущены поведением Иосефа и содержанием его снов. В средней части глава повествует о Иеуде, четвертом сыне Яакова, и о его невестке Тамар, родившей ребенка, дальним потомком которого станет царь Давид. Затем глава возвращается к Иосефу и его службе в доме египетского вельможи Потифара. И снова — широко известный эпизод любовных домогательств жены Потифара, увлекшейся Иосефом. Иосеф отвергает ее и попадает в тюрьму. В тюрьме Иосеф находится вместе с двумя заключенными царедворцами фараона: начальником ви ночерпиев и начальником пекарей. Они пересказывают Иосефу свои сны, и Иосеф истолковывает их. Через три дня сны сбываются в точном соответствии с толкованием Иосефа.

Талмуд в трактате Сота много говорит о том, что за дела человека Б-г платит ему «той же мерой». Пути Б-га — мера за меру. Как это связано с нашей главой? В главе Ваешев много примеров действия этого правила. Когда братья продали Йосефа, они зарезали козленка и окунули разноцветную рубашку Йосефа в его кровь. Эту рубашку они послали своему отцу, Яакову, с просьбой: «Узнай-ка (акэр-на), сына твоего эта одежда или нет?» (Бэрейшит 37, 32). Понятно, какую боль это причинило Яакову...

Инициатором отправки такого «извещения» был Йеуда, главный среди братьев. Интересно, как все возвращается. Йеуда послал отцу рубашку, испачканную кровью, предлагая опознать одежду сына. И в нашей же главе это возвращается к Йеуде: Тамар посылает ему его посох, печать и пояс с тем же самым обращением: акэр-на, узнай-ка, кому принадлежат эти вещи? (Бэрейшит 38, 25). Ой, как тяжело было Йеуде слышать это «узнай-ка»... Второе проявление действия закона «мера за меру» — в тех же двух эпизодах. Мидраш говорит: Йеуда обманул отца, зарезав козлёнка. Он же обещал Тамар козленка, а посох, печать и пояс оставил ей в качестве залога. То есть, говорит мидраш, Йеуда также был обманут «с помощью козлёнка». Талмуд указывает в Танахе ещё много примеров действия этого принципа — это может быть наказание или награда. Шимшон «шел за своими глазами», поэтому филистимляне выкололи ему глаза. Авшалом, сын Давида, гордился своими необыкновенно красивыми волосами. А как он погиб? Во время битвы его сторонников со сторонниками его отца он скакал на муле и вдруг зацепился волосами за дерево и повис между небом и землёй. А мул пошел дальше.

В таком положении его обнаружили, и так он погиб. И награда приходит «мера за меру». Мирьям недолгое время ждала, чтобы узнать, что будет с её братом Моше, когда его, младенца, положили в тростнике на берегу Нила (Шемот 2, 4). А через много лет в пустыне весь еврейский народ ждал Мирьям семь дней, не отправлялся без нее в путь (Бэмидбар 12, 15). Похоронами Яакова занимался его сын Йосеф — он был на тот момент самым главным из братьев (Бэрейшит 50, 1-15). А гроб самого Йосефа нес Моше (Шмот 14, 19), выше которого не было в еврейском народе. Моше нес гроб Йосефа — а самого его похоронил Б-г (Дварим 33, 5, см. комментарии). В чем смысл, почему Б-г ведет мир именно по пути «мера за меру»?

Рав Хаим Шмулевич говорил: чтобы человек мог понять и осмыслить, за что его наказывают. Цель наказания, которое посылает Б-г, — «намекнуть», раскрыть человеку, в чем тот ошибся и что должен исправить. И таков путь человека, который верит и понимает, что всё от Б-га, — попробовать понять, увидеть во всех тяжелых, неприятных событиях, которые с ним происходят, на что намекает ему Б-г. Что он делал нехорошо? Когда «владыка Египта», Йосеф, как описано в следующей главе, начинает обвинять братьев в шпионаже, причинять им страдания без всякой видимой причины, о чем они задумываются? — Почему это произошло...

Как же они поняли смысл этих событий? Бэрейшит 42, 21: «Точно мы виноваты из-за брата нашего; потому что мы видели страдание души его, когда он умолял нас, но мы не послушали; за то и нашло на нас горе ЭТО» — именно это, именно такое. Мы были жестоки к брату, и теперь владыка Египта жесток к нам. Я тоже не раз и не два наблюдал удивительные ситуации «мера за меру» в жизни. И если каждый вспомнит события своей жизни, то наверняка увидит связь между тем, что он делал, и тем, что происходит с ним. Б-г управляет нашей жизнью, но надо открыть глаза, чтобы это увидеть.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?