Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Среди ступеней обретения Торы мудрецы перечислили способность «разделить с другим его ношу»

Моему дорогому сыну, усладе моего сердца, постигшему мудрость Мусара, да воссияет многократно его свет!

В прошлый святой шаббат мы говорили о том, что все живые существа, как мы видим, выглядят по-разному, ни один вид не похож на другой, у каждого есть свои особенности, и внешность указывает на цель его существования в мире.

И вот, Первый человек — творение рук Всевышнего — был великим мудрецом и, увидев любое живое существо, сразу понимал цель его предназначения. Каждому из них он дал название, соответствующее его роли в Творении. А сам человек отличается от всех обитателей земли тем, что он сотворен «по образу Б-га»[39], и Раши объясняет: «способным понимать и постигать»[40]. А если некто этого лишен, то превращается в животное, лишь внешне напоминающее человека, и его грех больше, чем можно снести. Кроме того, что он оскверняет Б-жественный образ, по которому был создан, он еще нарушает повеление Царя всех царей, Святого, благословен Он, и, упаси Б-г, «довольно поношения и гнева».

Поэтому на человека возложено сохранить в себе Б-жественный образ, из чего проистекает его обязанность постоянно изучать Тору, трудиться над ее постижением «днем и ночью»[41], «ложась и вставая»[42]. И даже если он занят материальными делами, но действует согласно Торе и постоянно сверяет с ней свои стремления, если, согласно своим возможностям, он размышляет о мудрости и Мусаре, — это и есть проявление способности «понимать и постигать». И да поможет нам Г-сподь, поддерживающий Свои творения и безгранично милостивый к ним, чтобы наш человеческий образ приблизился к совершенству и наша жизнь была нам в радость.

Об изречении «В месте, где нет людей, старайся быть человеком», ты написал, что речь идет о настоящем времени. Я обратил внимание на то, что многие заблуждаются в отношении себя, когда при чтении «Шма Исраэль» полагают, что способны пожертвовать своими жизнями ради освящения Б-жественного имени. В книге «Орхот Хаим» [43] изучается стих Писания: «Ведь за Тебя мы убиваемы каждый день, ведомы как овцы на заклание»[44]. Однако кто знает, как на самом деле поведет себя человек, оказавшись, упаси Б-г, в положении, когда от него потребуется пожертвовать своей жизнью ради Всевышнего? Раши объясняет, что слова Торы «И возлюби Г-спода, Б-га твоего…»[45] воплощаются в принципе, о котором говорит следующий стих Торы: «И будут эти слова на сердце твоем…»[46] И вот, сразу после молитвы человеку следует проверить, насколько эти слова проникли в его сердце. Возможно, произнося «И возлюби Г-спода, Б-га твоего…»[47], он совершенно ни о чем не задумывается. Если, не дай Б-г, это действительно так, то причина здесь только одна: люди привыкают вводить себя в заблуждение[48].

Раньше я уже говорил, что среди ступеней обретения Торы мудрецы перечислили способность «разделить с другим его ношу». Мы не достаточно хорошо знаем, что это означает, но попытаемся понять на примере. Возница сидит на тяжело нагруженной подводе, лошадь с трудом передвигает ноги, а он нещадно стегает ее кнутом. Но если бы он сам впрягся в ярмо и попробовал тащить ношу, которую изо всех своих сил тянет его лошадь, он не был бы к ней столь жесток. Только потому, что он сам не ощущает тяжести груза, он не испытывает жалости к лошади, хотя она старается изо всех сил. Об этом говорят наши мудрецы: если ты пожелаешь ощутить страдание другого, приди к нему и раздели с ним его ношу, — ведь только так ты сможешь почувствовать насколько ему тяжело.

Мы отметили, что если человек не требует от себя всего, сказанного выше, и при этом считает себя праведником, то он глубоко заблуждается. В действительности он не хочет задуматься о своем состоянии, чтобы не обнаружилось, насколько, упаси Б-г, он далек от праведности. Это свидетельствует о том, что он не является хозяином своей души, а потому и не стремится ее постичь, как сказал царь Давид: «Посмотришь направо и увидишь, и нет знакомого мне, не стало убежища для меня, никого не волнует душа моя»[49]. Об этом и говорят твои слова: человек вверяет себя в чужие, а не в свои собственные руки. В этом смысл изречения мудрецов: «Если я не принадлежу себе, то кто принадлежит мне?»[50] Главное — чтобы я принадлежал себе самому, беспокоился о своем будущем, и в этом — залог всякого успеха.

Всегда желающий тебе мира и блага, твой отец.


[39] Берешит 1:26.

[40] Раши, там же.

[41] См. Йеошуа 1:8.

[42] См. Дварим 6:7.

[43] Орхот Хаим, день первый, раздел 25.

[44] Теилим 44:23.

[45] Дварим 6:5.

[46] Дварим 6:6.

[47] Дварим 6:5.

[48] «“И возлюби Г-спода, Б-га твоего, всем сердцем твоим…” (Дварим 6:5). Наши мудрецы сказали: “Всем сердцем твоим — обоими побуждениями, добрым побуждением и дурным побуждением” (Брахот 54а). Многие затрудняются объяснить эти слова мудрецов о том, что в любви к Всевышнему должно участвовать и дурное побуждение: ведь Б-га можно любить только добрым побуждением, а дурное влечет человека нарушать Его волю! Мне же представляется, что проблема как раз в обратном. Ведь требование “и возлюби…” говорит о служении, а потому “любить Г-спода” дурным побуждением — означает принести Ему в жертву страсти, зависть и стремление к славе». (Рав Моше Розенштейн, Основы Знания, часть 2, гл. 1).

[49] Теилим 142:5.

[50] Авот 1:14.

Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?