Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Глава начинается знаменитым стихом: «Смотри, я полагаю пред вами сегодня благословение и проклятие» (Дварим, 11:26). Моше излагает народу свыше пятидесяти заповедей, многие из которых связаны с пребыванием евреев на Святой Земле. Глава еще раз напоминает о видах животных, которые разрешены и которые запрещены евреям в пищу, и о законах шхиты (забоя скота). Среди прочего сказано: евреи не должны допускать, чтобы люди, живущие с ними рядом, бедствовали. Им надо помочь всем, чем можно, - это обязанность.

Служение Б-гу вознаграждается в Стране Израиля особенно щедро, а измена Всевышнему карается исключительно сурово. Населенный евреями город, который целиком сошел с пути истинного и стал служить иным божествам, должен быть полностью уничтожен, со всеми его жителями, скотом и имуществом. Перед исполнением этого страшного приговора велено – «дознай и расследуй и расспроси хорошо» (чтобы осуждение не оказалось ложным – 13:15), а после исполнения – «да не пристанет к твоей руке ничего от обреченного» (все имущество города и его жителей уничтожь, не бери себе ничего – 13:17-18). Последний стих после «да не пристанет к твоей руке ничего от обреченного» продолжает: «чтобы обратился Г-сподь от палящего гнева Своего и явил тебе милосердие, и умилосердился бы над тобой…»

Таков контекст, в котором мы встречаем два выражения, звучащие почти тождественно: «явил тебе милосердие» и «умилосердился над тобой». Не касаясь самой ситуации, рассмотрим два эти выражения, чтобы понять разницу между ними, потому что это, безусловно, не повтор.

Говорят мудрецы: «явил тебе милосердие» следует понимать как «дал тебе качество «милосердие», наделил тебя способностью сострадать, жалеть, сочувствовать». К такому человеку, человеку милосердному, Б-г будет относиться милосердно («умилосердился над тобой»). Тому, кто сострадает творениям [Б-га], сострадают Небеса, – говорят мудрецы.

В трактате «Таанит» (лист 25) анализируется такой эпизод. Евреи молились о дожде в трудный засушливый период. Встал на молитву раби Элиэзер. Он прочел двадцать четыре молитвы, но дождь не пошел. Вышел вперед раби Акива, сказал: «Отец наш, Царь наш, нет у нас Царя, кроме Тебя. Отец наш, Царь наш, ради Себя пожалей нас» – и пошел дождь. Сочли мудрецы, что, по-видимому, раби Акива в глазах Небес – человек более значительный и праведный, чем раби Элиэзер, при том, заметьте, что раби Акива был учеником раби Элиэзера. Но Голос с Небес возразил им, что это не так. Один не больше другого. Но раби Акива – человек уступчивый, а раби Элиэзер – человек строгий. – Не понимаю, – говорил по этому поводу раби Исроэль Салантер. – Если раби Акива более уступчив, чем раби Элиэзер, значит мудрецы судили правильно, он действительно выше. Важны ведь не только знания, но и душевные качества. Почему же сказано, что это не так?

Отвечая на свой же вопрос, раби Салантер ссылается на анализ в Талмуде принципов поведения двух таких великих мудрецов, как Гилель и Шамай. Гилель всегда и во всем уступал другим, его невозможно было рассердить, он никогда не раздражался и не гневался. Шамай был строг и требователен как к себе, так и к другим. И дело не в том, что такова была их природная данность. Они были великие люди, умели работать над своими душевными качествами и вполне в состоянии были изменить в себе то, что считали необходимым изменить. Их позиции различались принципиально. Шамай считал, что достоинство Торы не позволяет снисходительно относиться к ошибкам и слабостям в соблюдении ее законов, а Гилель считал, что к людям надо относиться со всей возможной бережностью.

Если мудрец, т.е. человек, достигший уровня, который дает ему право принимать решения по принципиальным вопросам Торы, поступает в соответствии со своими принципами, он получает в Будущем мире награду за то, что шел именно этим, а не другим путем Торы. Это, разумеется, касается и школ Шамая и Гилеля. Впоследствии, когда мудрецами было принято решение, что отныне алахá (законы еврейского поведения) следует школе Гилеля, всякое иное поведение стало уже отклонением от алахической нормы. Но до этого принципы Гилеля и Шамая имели перед Небесами равный вес.

Раби Элиэзер, на молитву которого о дожде Небеса не ответили дождем, разделял мнение Шамая. Раби Акива разделял мнение Гилеля. Каждый из них был последователен в своих принципах и поступках, следовательно, в смысле праведности не превосходил другого. То, что небеса ответили дождем на просьбу раби Акивы, не было наградой за его праведность. Просто в отношении милосердия Б-г «откликается эхом» на поведение человека. Раби Элиэзер считал главным правосудие, а по законам суда дождь, по-видимому, евреям не полагался – не заслужили. Раби Акива считал главным милосердие – и Б-г «откликнулся» милосердием, дал дождь не по закону, а по милости. Мы знаем и другие эпизоды, явственно подтверждающие эту удивительную особенность системы «мера за меру», по которой Б-г управляет нашим миром. Например, такой. Рабейну а-кадош раби Иеуда а-Наси, председатель Санедрина, просил у Б-га испытаний, чтобы пострадать для пользы мира. Просьба его была выполнена, но не прямо, а через принцип «мера за меру». Как-то на улице к раби подбежал теленок, которого вели на убой. Теленок забрался под полу его одежды и заплакал. Но раби сказал ему: Иди. Ты для этого создан. Сказали на Небесах: он не жалеет, не пожалеем его. И послали раби болезни.

Рабейну а-кадош болел тринадцать лет. В эти годы ни разу не приходилось евреям особо просить Б-га о дожде.

Однажды служанка убирала дом раби Иеуды а-Наси. Она обнаружила где-то в углу или в норке новорожденных крысят и хотела их выкинуть. Раби увидел это и сказал: Оставь, не трогай их, Б-г жалеет всех. Сказали на Небесах: он жалеет, и его пожалеем. И раби Иеуде а-Наси было послано исцеление.

Слова, сказанные раби теленку, не были преступлением. Раби был прав. Болезнь, постигшая раби, не была наказанием. Просто здесь опять мы видим действие одной из основных линий принципа мера – за меру: ты жалеешь – тебя жалеют. Ты сострадаешь – тебе Свыше сострадают.

Так что, как видите, получается, что наше отношение к людям определяет нашу судьбу.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?