Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
С первых слов («Вот речи, которые произнес Моше всему Израилю за Иорданом, в пустыне») и до конца — она посвящена прощальному наставлению, которое дал Моше евреям перед своей смертью

Сначала пророк напоминает о том, как он установил суды, чтобы все свои споры евреи разрешали на основе законов Торы. Вспоминает он и о «грехе разведчиков», посланных народом в страну Кенаан через год после Исхода из Египта (см. главу Шлах). Тут же с горечью отмечает, что ему самому не дано войти в Святую Землю, ибо наказан Всевышним, — и именно по этой причине вынужден обратиться к народу, который отныне без него будет бороться с местными племенами. Народ должен укрепиться в своей вере в помощь Творца! Сорок лет блужданий по пустыне — таково было наказание вышедшим из Египта за строптивость и нежелание войти в землю, которую Всевышний обещал их праотцам. Но вот вымерло первое п околени е, родились новые люди, не знавшие рабства, настало время входить в Землю. Моше пересказывает события последней поры, говорит о том, как без войны прошли колена через владения Эсава и мимо пределов Моава, после чего разгромили двух грозных эморейских царей — Сихона и Ога. Заканчивается первая недельная глава книги Дварим обращением Моше к Йеошуа бин Нун (Йеошуа, сыну Нуна), который должен был вести народ дальше: «Своими глазами ты видел все, что сделал Всевышний с этими двумя царями. Так Он поступит со всеми царствами, через которые будешь проходить. Не бойтесь их, ибо Всевышний сражается за вас!»

В числе событий, о которых Моше в начале своей речи напоминает евреям, есть и эпизод с разведчиками. Моше рассказывает: «Г-сподь, наш Б-г, говорил нам на Хореве так: Довольно вам оставаться у этой горы. Обратитесь и отправляйтесь в путь… Смотри, Я дал пред вами землю. Идите и владейте землей, о которой клялся Г-сподь вашим отцам, Аврааму, Ицхаку и Яакову, дать им и их потомству после них» (Дварим, 1:6 – 8).

Евреи, как мы знаем, решили проявить предусмотрительность и отправили двенадцать разведчиков (по одному от каждого колена) выяснить, с чем им придется столкнуться на обещанной евреям, но заселенной другими народами земле. Разведчики вернулись накануне 9 ава и заявили (все, за исключением двоих), что укрепленные города Кнаана евреям не взять, а местных жителей – гигантов и богатырей – не победить. Евреи в выводах разведчиков не усомнились и впали в отчаяние. Так же, как при решении отправить разведчиков, так и теперь они не подумали о том, что на их стороне – обещание Всевышнего.

Чем это кончилось, мы тоже знаем. За «напрасные» слезы Всевышний наказал евреев сорокалетним скитанием по пустыне, пока не уйдет в мир иной поколение, не способное полагаться на Всевышнего, или, как говорят на иврите, не обладающее битахоном (битахон – уверенность, вера в поддержку Всевышнего). А когда через сорок лет евреи вступили в Эрец-Исраэль, им пришлось пройти через череду войн, которых бы не было, говорит Раши, комментируя стих «идите и владейте» (см. выше), если бы не история с разведчиками. Раши приводит Сифре на слова «Идите и владейте (вступите во владение)»: Никто не оспаривает это, и вам не придется вести войну. Если бы они не послали соглядатаев (а полагались только на обетование Превечного), им не понадобилось бы оружие (для ведения войны).

Однако войны, которые пришлось вести евреям, чтобы поселиться в Эрец-Исраэль, не были частью наказания, как сорок лет пребывания в пустыне. Они были следствием решения евреев проявить предусмотрительность, ибо, как говорят наши мудрецы, «по какому пути человек хочет идти, по такому Б-г его ведет». По какому пути пошли евреи? Они отнеслись к ситуации как к абсолютно естественной, полностью взяли на себя ответственность за происходящее. Вот события и стали развиваться «естественно». А это уже требует от людей личного усилия (иштадлут – букв. на иврите «старание»).

С пути, по которому вел Всевышний евреев, начиная от первого требования к фараону отпустить еврейский народ для служения Всевышнему, и до рассечения Красного моря, по дну которого евреи ушли от настигавшей их египетской армии, т.е. с пути открытых чудес, явного участия высших сил в судьбе народа, евреи перешли на путь «естественного существования». При том опыте, который дал им исход из Египта, это было особенно малодушно, и Всевышний наказал их за это. Но путь, который они избрали, так при них и остался.

В сущности, история с разведчиками проста. Если бы они шли по пути битахона, они бы не нуждались в войне. Раз они захотели пойти по пути иштадлута, Б-г повел их по пути личного усилия. В шуточной форме этот принцип объяснял своим ученикам Саба из Новардока (1849 – 1919). Молодые люди поженились, рассказывал он, и стали размышлять, чем же зарабатывать на жизнь. Муж считал – портновским ремеслом, жена – сапожным делом. Муж уступил жене и стал сапожником. Прошли десятки лет, и однажды жена говорит мужу: «Видишь, как хорошо, что ты меня послушался. Что-то я не видела, чтобы за все эти годы хоть кто-нибудь обратился к тебе с просьбой сшить одежду». Выбор между усилием и верой – сложный выбор.

Во-первых, потому, что усилие, которое мы можем сделать, мы сделать обязаны. Во-вторых, потому, что мы должны точно знать, когда и как его сделать и за счет чего его делать не надо. В одном из своих писем Хазон Иш писал: объем иштадлута зависит от уровня битахона (в смысле: чем больше битахон, тем меньше требуется иштадлут). Почему? Потому что Б-г «занимается» нами на уровне нашей веры. В какой степени мы полагаемся на него, в такой степени он осуществляет Свою ашгаху (Провидение) по отношению к нам.

В жизни мы всегда выбираем, исходя, как нам кажется, из ситуации. Мы взвешиваем обстоятельства и принимаем решение, как действовать. На самом же деле зачастую наша оценка ситуации вытекает из наших собственных склонностей и желаний. Есть люди, которым по их обстоятельствам кажется, что отказ от работы в субботу повредит их парнасе. Другим кажется, что честность в бизнесе помешает их благосостоянию. А третьим кажется, что если они отведут определенное время на изучение Торы, это помешает их делам. В действительности человек выбирает свой путь, и по тому пути, который человек выбирает, Б-г ведёт его. Если человек твёрдо решил соблюдать субботу, Б-г пошлёт ему пропитание без нарушения субботы. И, наоборот, соблюдение субботы принесёт ему благословение и в парнасе, и во всем. Человека, старающегося вести свой бизнес честно, Б-г поведет по пути, который этот человек выбрал, и ему будет сопутствовать удача в делах. И так далее.

Бывают пограничные ситуации, когда и такое, и другое поведение является правильным, и выбор остается только за человеком. Мы знаем, что если выполнение заповеди о субботе или, скажем, кашруте опасно для жизни человека, Тора велит ему от выполнения заповеди отказаться. Опасно ли в заключении выполнять тяжелую физическую работу и не питаться практически ничем, кроме хлеба и небольшого количества присланного из дому риса? Мой отец говорил, что он внимательно наблюдал за собой и, не видя опасности для жизни, просуществовал так все время заключения. И выжил. По пути, который человек выбирает, Б-г его и ведет.

Но как сделать этот самый выбор? Надо определить, что для тебя главное, а что второстепенное. С изменением ситуации снова взвесить, что для тебя на первом плане, а что – на втором, и так всю жизнь. И если ваш выбор оборачивается отказом от известной роскоши или комфорта, не беспокойтесь: у того, кто идет путем Торы, и на этом свете будет все необходимое.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?