Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«И говорил Г-сподь Моше на горе» о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль. Продажу и покупку земли в Эрец-Исраэль Тора оговаривает законами, которые делают невозможным полное отчуждение земельных участков от их первоначальных владельцев, — в конце концов участки к ним возвращаются. Что касается обработки земли, то Тора предписывает делать каждый седьмой год годом отдыха для земли, не обрабатывать ее. Такой год называется годом шмиты. В год шмиты плоды садов и виноградников принадлежат не владельцу земли, а всем в равной степени, и снимаются с деревьев и лоз по мере потребления. Каждый пятидесятый год — йовéль — также святой год, когда земля не обрабатывается. В этот год, кроме того, рабы выходят на свободу, а земельные участки возвращаются к их первоначальным владельцам. Шмита и йовель отсчитываются с момента расселения двенадцати колен Израиля в уделах, выделен ных им в Стране Израиля в соответствии с указанием Всевышнего.

Одна из центральных заповедей, о которых говорит наша недельная глава «Бэар», — это шмита. Сейчас — года шмиты в Земле Израиля. Поговорим об этой интересной заповеди Торы.

«И говорил Г-сподь Моше на горе Синай так: Говори сынам Израиля и скажи им: Когда придете на землю, которую Я даю вам, пусть празднует земля субботу Г-споду. Шесть лет засевай твое поле и шесть лет обрезай твой виноградник и собирай ее (земли) урожай. А в седьмом году суббота прекращения трудов будет для земли, суббота Г-споду: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезай. Самосева твоей жатвы не жни и твоего виногра да хранимого (который ты охранял) не снимай; год прекращения трудов будет для земли. И будет суббота земли вам в пищу» (Ваикра 25:1-6).

Чего требует от нас Тора в этих заповедях? Что эти заповеди запрещают и что предписывают?

Во-первых, в год шмиты мы не должны ни пахать, ни вскапывать, ни засевать, ни собирать урожай с тем, чтобы хранить его. Во-вторых, тем, что само выросло в нашем саду или на винограднике в этот год, мы должны пользоваться по мере необходимости наравне с другими людьми, которым это понадобится. Таково в самых общих чертах содержание законов шмиты. Прежде чем говорить об их духовном смысле, поговорим об их практической стороне.

Простейший вопрос: что мы будем есть, если не будем сеять? Если нам не хватит того, что выросло само? А если покупать у тех, кому законы шмиты не предписаны, то на что? Ведь мы на целый год прерываем производство в очень серьезной области экономики и у нас нет продукции для торговли. Этот «простейший» вопрос, который напрашивается сам собой, Тора не обходит. В главе мы читаем: «А если скажете: Что нам есть в седьмом году, ведь мы не будем ни сеять, ни убирать наш урожай? Я пошлю Мое благословение вам в шестом году, и он принесет урожай на три года. И посеете в восьмом году, и будете есть из урожая старое до девятого года, до его урожая будете есть старое» (Ваикра 25:20-22).

Что это значит?

Понятно, что мы обязаны выполнять заповеди, данные Торой, даже если это нелегко. Известно также, что выполнение заповеди никогда не бывает в ущерб человеку и что человек при выполнении заповеди всегда получает помощь Свыше. Закономерность такова, что чем самоотверженней человек в отношениях с Творцом, тем большей поддержкой отвечает ему Творец. И все-таки именно в связи с заповедью шмиты Всевышний дает нам особое обещание, особое благословение. Можно сказать, прямо берет на Себя обязательство обеспечить всем необходимым, чтобы выполнение заповеди шмиты не заставило нас голодать.

Почему? Дело в том, что шмита — очень нелегкая заповедь. Ее выполнение требует большого мужества, бесстрашия и веры. Сказано в мидраше: «Человек видит свое поле необработанным, свой виноградник необработанным, платит налоги (римские власти в любом случае требовали уплаты налогов. — Б.З.) и молчит. Есть ли богатырь, подобный ему?»

Действительно, непросто представить себе, чтобы человек, весь доход которого — от земледелия, оставил поле необработанным на целый год. Поэтому Б-г дал особое обещание в этом случае. История подтверждает: в те давние времена, когда все евреи соблюдали эту заповедь, шмита никогда не была причиной голода.

Как написано в «Пиркей Авот» (5, 11), одной из причин изгнания евреев из Страны является нарушение шмиты. И евреи были в изгнании 70 лет за нарушение 70 лет шмиты и йовеля за 850 лет пребывания в Земле Израиля. Возникает вопрос: почему для Б-га так важно соблюдение шмиты, что Он обещает спокойствие на Земле за ее соблюдение и изгнание за нарушение? Чем шмита так важна?

В «Торат коаним» мы читаем: «Б-г сказал евреям: сейте шесть лет и отдыхайте в седьмой — чтобы вы знали, что земля Моя. Если не будете соблюдать, то будете изгнаны с этой земли». Из этих слов «Торат коаним» следует ответ на наш вопрос: соблюдение шмиты является своего рода заявлением, декларацией действием, что Б-г — Хозяин этой земли, а мы — только арендаторы. Когда Владелец земли позволяет работать, мы работаем, когда нет — нет. И это настолько серьезно, что, если ты не слушаешься, Он распорядится Сам: расторгнет «договор об аренде», изгонит непослушного «арендатора» из Страны и оставит землю «отдыхать». А соблюдение шмиты — как раз та духовная заслуга еврейского народа, которая укрепляет его позиции на этой земле.

В наше время, когда по большинству мнений шмита — постановление мудрецов, а не прямое указание Торы, существует два мнения. По одному — благословение Б-га обещано и в этом случае, по второму — прямого обещания нет.

В Израиле много различных сельскохозяйственных поселений и кибуцев. Какие-то из них соблюдают год шмиты, какие-то, увы, нет. С каждой шмитой процент соблюдающих увеличивается, эта заповедь выполняется в Израиле все шире. В этом году шмита соблюдается примерно на трети земледельческих площадей. И для многих земледельцев становится все более явно, что и сегодня Всевышний по-особому помогает им, когда они решаются на этот нелегкий шаг.

* * *

Приведем один из рассказов о благословениях шмиты в наши дни. Давид Кляйнер собрал рассказы земледельцев об особой помощи Всевышнего, которую они видели при соблюдении шмиты в наше время (Вэ-цивити биркати, 2014).

Было это без малого тридцать лет назад. Житель одного из сельскохозяйственных поселений в Долине Иордана (Бикат а-Йарден), Цвика, за год до шмиты принял решение, что будет соблюдать ее законы, и начал их изучать. Соседи откровенно смеялись над ним: Цвика только-только начинал соблюдать законы Торы и им казалось невозможным, чтобы он «осилил» такую трудную заповедь. Да он днюет и ночует в поле, жизни не мыслит без своего трактора, где ему утерпеть! Ну, может, неделю выдержит, а потом все равно кинется пахать.

Цвика выдержал, хотя не раз ему приходилось себя сдерживать и уговаривать. А когда наступило время сева следующего за шмитой года, начались осенние праздники: Рош-а-Шана, Йом-Кипур, Суккот. Все уже отсеялись, когда он только приступил к делу.

Поселение к тому времени существовало всего четыре года, и посевные материалы оно получало от соответствующей государственной инстанции вместе с указанием, сколько и чего сеять и сажать. Когда Цвика обратился за семенами, ему сказали: «Что ты сейчас пришел? Уже поздно». Он начал метаться по коридорам учреждения, нашел чиновника, который смог ему помочь и выдал семена сельдерея. Больше ничего не было. Цвика не знал, смеяться или плакать. «Что я буду с ними делать? — говорил он. — Кому нужно столько сельдерея? Куда я его дену?» «Ничего другого нет, — отвечали ему. — Бери и не капризничай».

Когда Цвика пришел домой, жена пошутила: «Прежде всего, надо провести убедительную кампанию, которая подвигнет всех хозяек варить суп из сельдерея. Иначе что мы с этим будем делать?»

И опять Цвика стал объектом соседских насмешек, занявшись культурой, на которую в Израиле спрос очень невысок. Работал он, работал, и ничего, кроме убытков, от работы своей, казалось, ждать не мог. А сельдерей, как нарочно, уродился невероятно крупным. В поселении Цвику стали звать «господин Сельдерей»...

Неожиданно Цвике позвонил чиновник, выдавший ему семена, и спросил, что он с ними сделал. «Посеял, что же еще!» — отвечал Цвика. «Да ты что? — изумился чиновник. — Все посеял?» «Все», — отвечал Цвика. «Ты, конечно, чудак, — засмеялся чиновник. — Но тебе повезло. Подписывай контракт о продаже. В Европе сильные заморозки побили весь сельдерей, а спрос на него огромный. Европейцы передали по дипломатическим каналам, что им нужен сельдерей. Цена твоя, так что не стесняйся!»

Сельдерей собирали всем поселением и сразу везли в аэропорт — в Европу…


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?