Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«По прошествии двух лет» (Берешит, 41:1) после освобождения начальника виночерпиев и казни начальника пекарей, которым Иосеф безошибочно истолковал сны, его призывают к фараону истолковать сны фараона о семи тучных и семи тощих коровах и семи полных и семи пустых колосьях. Иосеф объясняет, что эти сны — предсказание о семи годах изобилия, за которыми последуют семь лет голода в стране. За это Иосеф выпущен из тюрьмы и поставлен правителем Египта как единственный, кто способен принять меры, которые позволят справиться с бедой. В годы изобилия Иосеф делает запасы, а потом, когда «голод был на всей земле» (Берешит, 41:54), в Египет отовсюду приходят люди купить зерно.

События, которым посвящён праздник Ханука, как вам, конечно, известно, произошли в период греко-сирийского владычества. Евреи находились под властью Селевкидов. Царь государства Селевкидов Антиох Епифан издал указ, требовавший от евреев отказаться от веры в единого Б-га. Указ повелевал приносить жертвы идолам, запрещалось соблюдать субботу и правила кашрута, делать обрезание. Непокорным грозила смерть.

С другой стороны, большая часть молодёжи воспитывалась в эллинистическом духе. Появились так называемые эллинизированные евреи, которые шли путями греков. Лидеры еврейской общины, в том числе и многие коаним (священники) были ставленниками греков. Храм был осквернён, служба в нём прекращена. Города и сёла Эрец-Исраэль кишели агитаторами, пропагандировавшими «великую» греческую культуру. Они пытались убедить народ в том, что еврейская религия устарела и неминуемо отомрёт. Почтенных евреев, известных своей учёностью и благочестием, заставляли нарушать Закон публично. Тех, кто отказывался, зверски убивали. В тот период еврейский народ находился на грани духовного уничтожения. Гибель еврейства казалась неминуемой.

И тут неожиданно разразилось восстание, организованное горсткой людей, во главе которых встал Матитьягу Хашмонай со своими сыновьями, — восстание, завершившееся полной победой над великолепно обученной и многократно превосходящей повстанцев численно армией греков. Вся страна была освобождена от идолов, Храм обновили и очистили от мерзости, восстановили в нём службу. И тогда произошло чудо: масло в светильниках, которого должно было хватить лишь на сутки, горело восемь дней — до тех пор, пока не доставили в Храм новое масло в необходимом количестве.

В память об этом чуде мы празднуем Хануку в течение восьми дней, начиная с 25 кислева — в соответствии с определёнными правилами зажигаем ханукальные свечи.

Возникает вопрос: почему мы так подчёркиваем и выделяем чудо с маслом? Как можно сравнивать значение духовного спасения всего еврейского народа (которое принесла евреям чудесная, не объяснимая с практической точки зрения победа в войне) и возможность на восемь дней ускорить выполнение заповеди зажигания храмового светильника (которую дало чудо с маслом)? Разве это сравнимые по масштабу вещи? Мы, однако, зажигаем свечи в память и о том, и о другом, и, пожалуй, даже с акцентом на масло. Почему?

Маараль из Праги (рабби Йеуда-Лива бар Бецалель, 1512-1609) объясняет это так: есть скрытые чудеса, а есть открытые. Когда происходят скрытые чудеса, всё как будто идёт обычным путём, но присутствует особая помощь Всевышнего. Победа в войне, когда горстка необученных самоотверженных людей победила греческую армию, неизмеримо превосходившую их числом, оснащённостью, профессионализмом, конечно, была чудом. Но это было скрытое чудо. Бывает же иногда, что горстка отчаянных воинов наносит поражение превосходящим силам противника. Открытым чудом это не было. А вот когда масло, которого должно было хватить на сутки, горит восемь дней, — это чудо открытое.

С чем это можно сравнить? Рассказывают, что один художник создал прекрасную картину, но не подписал её. Картина была выставлена, люди восторгались ею и обсуждали: кем она написана? Выдвигали различные предположения, называли различные имена. Художник решил положить конец этим спорам и поставил свою подпись…

Чудо с маслом как бы «поставило печать» на предыдущие события, показало, что победа Маккавеев в войне с греками — чудо от Б-га.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?