Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Итак, евреи встали станом напротив Иерихо, у границ Эрец-Исраэль. На пути к этому месту они обошли стороной Моав, который не позволил им пройти по своей территории, а затем одержали победу в двух сражениях: с царем Эмори Сихоном и с царем Башана Огом. В нынешней недельной главе говорится, что Балак, новый царь Моава, пришедший на трон уже после этих двух побед израильтян,испугался их мощи. Он призвал пророка Билама проклясть Израиль и тем ослабить его. Собираясь проклясть евреев, Билам неожиданно для самого себя, против воли благословляет их. После этой неудачи Билам советует Балаку повредить евреям, соблазняя их девушками Моава. Евреи вступают в недозволенные отношения с моавитянками. В наказание в еврейском стане начинается эпидемия и уносит тысячи жизней. Благодаря мужеству и решительности Пинхаса, внука Аарона, гнев Всевышнего отвращен от народа Израиля.

Наши предыдущие беседы по недельной главе «Балак» были сосредоточены на личности Билама, нееврейского пророка, которого мидраш называет в каком-то отношении равным по уровню Моше-рабейну, и это притом, что никого из величайших еврейских пророков сопоставить с Моше нельзя. В качестве пророка Билам не может сказать ничего, что противоречит воле Всевышнего.

Биламу ясна связь между Всевышним и еврейским народом, он знает, что не сможет проклясть его вопреки воле Б­‑га, и намерен уловить момент, когда Б-г гневается на мир, и использовать его. Ему известно: проклятие, произнесенное в момент Небесного гнева, будет действенным. Милость Б-га бесконечна, говорит Гемара, а сколько времени длится Его гнев? Миг. Сила Билама в том и заключалась, что он умел поймать такой миг гнева.

В афтаре к недельной главе «Балак» мы читаем такие слова, произнесенные пророком Михой от Имени Всевышнего: «Мой народ! Вспомни же, что замыслил Балак, царь Моава, и что отвечал ему Билам, сын Беора, [что было] от Шитим до Гилгала, дабы познать [тебе] благодеяния Г-спода» (Миха, 6:5). Дальше в отрывке речь идет уже совсем о других вещах, и смысл сказанного остается как будто непонятным. О чем говорит пророк? Что значит: «Дабы познать [тебе] благодеяния Г-спода»? Гемара (Санедрин, 105б) объясняет: благодеяние, которое Всевышний оказал еврейскому народу во времена злодея Билама, заключалось в том, что Он не допускал никаких проявлений гнева. Для чего? Чтобы Билам не мог использовать Его гнев в своих целях.

Рассказав, как Билам в соответствии с волей Всевышнего произнес благословения евреям вместо проклятий, недельная глава переходит к тяжелой истории разврата, которому предался народ Израиля:«И жил Израиль в Шитим, и стал народ блудодействовать с дочерьми Моава. И звали они народ на жертвенные трапезы своим божествам, и ел народ, и поклонялись они их божествам.И пристал Израиль к Баал-Пеору (идолу моавитян), и воспылал гнев Г-спода на Израиль»(Бемидбар, 25:1 – 3).

Прегрешение это произошло не случайно. Замысел соблазнить евреев моавитянками принадлежал пророку Биламу. Билам потерпел неудачу, но не успокоился и по-прежнему желал причинить еврейскому народу глубокое, радикальное зло. Раз уж не удалось проклясть евреев, Билам решил побудить их к греху, чтобы Всевышний разгневался на еврейский народ и покарал его.

В своей книге «Михтав ме-Элияу» рав Элияу Деслер (Англия, 1892–1953) указывает на связь между двумя явлениями: тем, что Всевышний в период до эпизода с моавитянками не проявлял гнева, и тем, что евреи преступили именно запрет разврата. Рав Деслер объясняет: проявления Всевышнего не только воздействуют на мир, что понятно, но возбуждают в мире аналогичные проявления. Что это значит? Скажем, Всевышний насылает на мир голод или какое-то другое бедствие. В момент бедствия Он скупее посылает в мир Свою милость(хесед), и как отражение этого – меньше милосердия проявляют и люди в отношениях между собой. Когда Всевышний посылает в мир изобилие, с большим хеседом относятся и люди друг к другу. Разумеется, происходит это не автоматически. В любой период истории человек свободен выбирать между злом и добром. Но общая атмосфера в мире создает у людей определенную предрасположенность к такому или иному поведению.

Вспомним, что говорит Гемара: в мире всегда присутствует влияние хеседа Свыше, а гнев Всевышнего бывает очень непродолжителен. Так вот, во времена Билама, когда Б-г исключил гнев из Своего отношения к миру и в мире вообще не стало гнева, хеседа стало, если можно так сказать, слишком много. А излишки милости при нечистоте, или, как выражаются наши мудрецы, хесед бе-тума, приводят к разврату. Ведь что такое разврат? Это приятные ощущения, которые люди доставляют друг другу запрещенным путем, можно даже сказать, благожелательность, тепло, которым они оделяют друг друга. Но только вопреки предписанным Всевышним правилам.

У каждого душевного качества есть обратная сторона. Обратная сторона, или, как говорят мудрецы, псолет (отходы) мужества – убийство, псолет милосердия, доброты – разврат. В истории с Биламом имоавитянками, объясняет рав Элияу Деслер, избыток хеседа стал предпосылкой развратного поведения евреев.

Многим из нас, жившим и воспитывавшимся в стране победившего социализма (и атеизма), хорошо известен главный постулат материализма: материя первична, сознание, т.е. дух, вторично. Рав Лейб Блох, рош-ешива «Телз» в начале прошлого века, в своей книге «Шиурей даат» в связи с историей Балака – Билама и рядом других эпизодов Торы говорил, что эти эпизоды со всей ясностью показывают: решающим в мире является духовное начало. Именно духовное претворяется в материальное, а не наоборот. Это хорошо понимал царь Моава Балак. Недаром он просил Билама проклясть евреев. Он мог бы просто выйти с ними на войну, что он, впрочем, и собирался сделать. Но предварительно он хотел ослабить духовные основы евреев. Казалось бы, ну, проклянет Билам евреев, ну, произнесет какие-то недоброжелательные, злобные слова. Чем это опасно? А тем, что все в мире решается прежде всего на духовных уровнях. Не только Всевышний, люди тоже оказывают на мир духовное влияние. И все в судьбах мира зависит от него.

В этом духовном влиянии очень важна гармония, сбалансированность позитивного и негативного начала, другими словами – милости и гнева. История с Биламом и Моавом учит нас, что в соответствующей пропорции проявления гнева Всевышнего необходимы в мире так же, как Его милосердие. Дисгармония духовных влияний приводит мир к духовным проблемам.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?