Из цикла «Быть евреем, законы повседневной жизни», темы: Суббота, Авдала, Рав Хаим Донин
§ Суббота кончается не с заходом солнца, а с появлением первых звезд. Ночь наступает, когда на небе видны хотя бы три звезды. Однако прямые наблюдения давно уже вытеснены астрометрическими расчетами.
Период между заходом солнца и наступлением темноты (сумерки) по традиции не считается ни днем, ни ночью. Это «неопределенное» время, называемое на иврите бейн ашмашот — «между светилами», присоединяют к субботе, дабы избежать возможного ее нарушения. По тем же соображениям и сумерки в пятницу вечером также относят к субботе.
§ Длительность сумерек зависит от географической широты местности. На экваторе темнота наступает почти мгновенно и так же стремительно восходит солнце, но с увеличением расстояния от экватора время бейн ашмашот увеличивается: на широте Иерусалима сумерки продолжаются около двадцати минут, а на широте Нью-Йорка, например, —тридцать-сорок.
Для определения точного времени окончания субботы лучше всего обратиться к сведущему человеку или свериться с местным еврейским календарем.
§ Наступление субботы знаменуется «Кидушем», а завершает ее «Авдала», что значит «отделение», «разделение». Этот обряд проводят после вечерней молитвы, «Маарива», в синагоге или дома. Заключается он в произнесении особого благословения над вином или другим напитком и над ароматными травами при свете многофитильной свечи. Символическое значение ароматных трав состоит в том, что их приятный запах, по мнению мудрецов, более услаждающий душу, чем тело, является частичной компенсацией за утрату «дополнительной души», покидающей нас с завершением субботы. Что касается света, то поскольку огонь не разрешается зажигать в субботу, употребить его впервые после ее завершения следует лишь в религиозных целях. Зажигание свечи символизирует также первый акт Творения, знаменовавший первый день недели, когда Всевышний сказал: «Да будет свет!»
§ Если нет вина, его можно заменить другими напитками, например, пивом, ликером, водкой, соком.
§ Специальные наборы ароматных трав для «Авдалы» продаются в еврейских магазинах религиозных принадлежностей. Их обычно держат в красивых коробочках из серебра, бронзы, хромированной стали или дерева.
§ Для «Авдалы» требуется особая витая свеча с несколькими фитилями. Если приобрести ее не удалось, можно использовать две обычные свечи, соединив их фитили в виде перевернутой латинской буквы V так, чтобы пламя сливалось, образуя подобие факела. Во время чтения «Адалы» свечу обычно дают держать ребенку.
§ Глава семьи наполняет кубок вином (или другим напитком), зажигает свечу и, подняв кубок правой рукой, произносит:
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, СОТВОРИВШИЙ ПЛОДЫ ВИНОГРАДНОЙ ЛОЗЫ [ПО ВОЛЕ КОТОРОГО СУЩЕСТВУЕТ ВСЕ] !
§ Затем глава семьи берет коробочку с благовониями и говорит:
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ. Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, СОЗДАВШИЙ РАЗЛИЧНЫЕ БЛАГОВОНИЯ!
Все нюхают травы в коробочке, передавая ее друг другу.
§ Теперь, повернувшись лицом к свече, глава семьи говорит:
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ, СОТВОРИВШИЙ СВЕТ1
Под светом свечи все осматривают руки (по крайней мере правую), тем самым немедленно «используя» этот свет, чтобы благословение не прозвучало даром (браха леватала).
§ Затем глава семьи снова поднимает кубок и говорит:
БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, Б-Г НАШ, ВЛАДЫКА ВСЕЛЕННОЙ. ОТДЕЛЯЮЩИЙ БУДНИЧНОЕ ОТ СВЯТОГО. СВЕТ ОТ ТЬМЫ,
ИЗРАИЛЬ ОТ ДРУГИХ НАРОДОВ, СЕДЬМОЙ ДЕНЬ ОТ ШЕСТИ ДНЕЙ ТВОРЕНИЯ) БЛАГОСЛОВЕН ТЫ, Г-СПОДЬ, ОТДЕЛЯЮЩИЙ БУДНИЧНОЕ ОТ СВЯТОГ
§ Это — главные, важнейшие части «Авдалы». Кроме них, перед благословением над вином обычно произносят несколько стихов из Танаха, начинающихся словами «Гинэ Эль йешуати…». Знающие иврит должны включить в «Авдалу» также и эти стихи.
§ Если в семье нет взрослого мужчины, «Авдалу» делает женщина.
§ Если женщину сразу же после окончания субботы ждут неотложные дела и она не участвовала в церемонии «Авдалы», она может произнести краткое благословение:
БЛАГОСЛОВЕН ОТДЕЛЯЮЩИЙ БУДНИЧНОЕ ОТ СВЯТОГО!
С этого момента суббота для нее формально кончается.
Читайте обзор по теме Авдала — проводы Субботы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?