Из цикла «Стремись к истине», темы: Провидение, Мировоззрение, Вера, Рав Элиягу Деслер, Рав Арье Кармель
Эта статья была написана в 5700 (1939-1940) году вскоре после начала Второй мировой войны. Члены кружка учеников р. Деслера в Англии оказались рассеянными по разным странам. Статья была написана в качестве «письменного урока» для поддержания контакта с учениками, и её отправляли по частям. (Р. Деслер сам печатал эту статью на пишущей машинке, стараясь закладывать максимальное число листов). В то же самое время составлялись и распространялись уроки по алахе, построенные на разъяснении различных тем Талмуда.
Статья была задумана как дискуссия на тему о природе и значении Б-жественного Провидения и критериев применения качеств «справедливости» и «милосердия». В ходе широкого исследования выявляются многие глубокие психологические тонкости, в частности, относящиеся к природе и сущности иудаизма, а также тонкие моменты действия йецера атов и йецера ара и природы свободного выбора. Рассматриваются проблемы чистой и нечистой мотивации и другие факторы, влияющие на возникновение трудных ситуаций в жизни людей вообще и евреев в частности.
Как и в других статьях, центральной здесь является мысль о реальности и первичности духовной жизни. Грядущий мир для р. Деслера — это яркий, сияющий мир. Духовный опыт нашей жизни здесь и сейчас содержит лишь намёк на этот грядущий мир. В духовной вселенной свои законы, отличные от того, что имеют место в физическом мире. Например, существуют законы духовного наследования; в этой вселенной (но не в той) приобретённые свойства могут наследоваться лишь при условии, что они глубоко укореняются в душе, как бы «гравируются» в ней в пламени проб, испытаний и в преодолении искушений.
Ещё одна идея, впервые появляющаяся здесь, а позднее часто встречающаяся в размышлениях р. Деслера: смерть не приводит к фундаментальным изменениям в личности человека. Основные черты характера и склонности, приобретённые за годы жизни, сохраняются после смерти тела и остаются базой будущих впечатлений и переживаний личности в духовном мире. В Талмуде имеются серьёзные доводы в пользу такой идеи, и из неё вытекает ряд интереснейших следствий. Оглядываясь назад, можно сказать, что этот урок стал пророческим: в нём подчёркнута способность еврея принять от Б-га даже великие несчастья с непоколебимой верой. Катастрофа еще не предстала взору потрясенного человечества, но р. Деслер уже тогда писал, что «такая пылкая вера требуется сейчас больше, чем когда бы то ни было, поскольку на нас обрушилось огромное количество бед и преследований, каких не бывало за всю длинную историю нашего галута». Эти слова — проявление непоколебимой веры еврея в доброту Б-га, веры, сохранённой даже перед лицом Катастрофы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?