Из цикла «Стремись к истине», темы: Тшува, Заповеди, Изучение Торы, Мусар, Рав Элиягу Деслер, Рав Арье Кармель
«Ибо эта заповедь, которую Я сегодня велю тебе (выполнять), не недоступна она для тебя и не далека она… Но очень близко к тебе слово это — в устах твоих оно и в сердце твоём, чтобы выполнить его» (Дварим 30:11, 14).
Два нелёгких вопроса неизменно стоят перед нами. Исследуем эти вопросы и ответы на них.
Необходимо отметить, что и в такой ситуации истина не скрыта полностью: ведь даже после того, как человек соблазнится и скажет, что ложный путь истинен, при всём этом сам-то он в глубине души знает, что лишь путь правды истинен, но только будет считать ложь заменой правды.
И это одна из милостей Творца, благословен Он, что не дал власти нашему йецеру ара скрыть истину полностью. Благодаря этому каждый может выбрать сердцем своим истинно правдивый путь.
И вот ответ: всё зависит от изучения Торы. Надо учить, чтобы знать, надо учить, чтобы выполнять. Однако учащий, чтобы знать, приобретает знание рассудочное, и лишь учащий, чтобы выполнять, сливается с познанным, и знание становится его сутью. Это справедливо и при изучении алахи, но при изучении агады и мусара это различие ещё и намного больше.
К примеру, одно лишь созерцание величия Творца не приведёт человека к решению раскаяться и изменить, исправить свои действия. На такого человека не подействует и мусар, если ему говорить о грешниках, о дурных побуждениях, о великой мудрости сил души. Необходимо перевернуть его сердце и потребовать от его души беспрестанно действовать на основе полученных знаний. Если человек начнёт жить именно так, он пойдёт по верному пути исправления своей души.
И это то, о чём говорит нам Тора: «…ибо заповедь эта… не недоступна она…», т.е. у каждого есть удел в ней; «…не далека она… ибо близко к тебе слово это: в устах твоих оно и в сердце твоём, чтобы исполнять его», то есть путь к Торе очень короток для каждого. «В устах твоих» — означает изучать её, «в сердце твоём» — означает приблизить её к сердцу, «чтобы исполнять» — означает соблюдать заповеди Торы. А «…не на Небесах она» написано для того, чтобы снять вопрос: как это возможно, чтобы материальный человек получил духовную Тору («Небеса» — символ духовности) прежде, чем станет духовным существом, и как он может стать духовным существом прежде, чем примет Тору?
«…не за морем она» написано для того, чтобы снять вопрос: как можно понять Тору прежде, чем мы сделаем свой ум восприимчивым к ней?
Но можно ли прийти к этому до того, как начнёшь изучать Тору?
Вот суть всех этих ответов: когда человек принимает Тору в сердце, всё сразу открывается ему. Ведь хорошо известно общее правило: только то, что приняло сердце, стало близким. А без этого человек далёк от Него, Благословенного. Об этом сказано в святом Зоаре: «Кто далёк от Торы, далёк от Б-га» (то есть, кто не принимает её в сердце, далёк от Него Благословенного). Как говорится, «сердечная близость существует лишь тогда, когда человек близок к Торе, без этого он далёк от неё». Речь идёт о тшуве, о возвращении к Творцу, к Его законам жизни: только этим путём человек приближается к Б-гу Израиля, без этого он далёк, сколько бы ни пытался умом постичь Тору и приблизиться к познанию Творца.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?