Из цикла «Становление личности», темы: Воспитание детей, Рав Йехиэль Якобзон
На этой стадии, после того, как высказанные нами положения подтверждены достаточно выразительными примерами, мы вправе, пожалуй, подвести некоторые предварительные итоги. Приведенные выше примеры показывают, что ощущения, постоянно возникающие в связи с какой-либо конкретной деятельностью, остаются в душе надолго. Это верно и в отношении ситуаций, когда, по здравом рассуждении, мы понимаем, что эта связь чисто случайна и не имеет ничего общего с сутью самой деятельности. Данное явление определяется как условная связь и означает, что в душе человека выработалась устойчивая ассоциация определенной деятельности с сопутствующей ей эмоцией. Педагог, добивающийся, чтобы его работа вызывала положительные эмоции у учеников, дает воспитанникам возможность получать удовольствие от процесса их воспитания. Обратное действие — вырабатывание отрицательных эмоций — порождает отрицательную условную связь.
Из-за постоянной спешки, забот о пропитании, непрерывных бытовых хлопот родители обычно спохватываются и вспоминают, что в круг их обязанностей входит и воспитание детей, лишь тоща, когда обнаруживают, что с детьми что-то неладно. А отсутствие специальных знаний и навыков приводит к тому, что их воспитательная «деятельность» сводится к наказаниям, окрикам, принуждению (ниже мы поговорим об этом особо). Следует осознавать, что все это никоим образом не может заменить подлинное воспитание. Если большинство переживаний воспитуемого, связанных с соблюдением заповедей и изучением Торы (или, по крайней мере, с его борьбой с самим собой по этому поводу), будет окружено такой атмосферой, то совершенно очевидно, что она породит весьма и весьма отрицательные условные связи.
Какие средства мы предоставили ребенку для борьбы за собственное духовное будущее? Перед каким выбором он поставлен? С одной стороны — улица с морем ее соблазнов и бурными страстями. С другой стороны — жизнь Торы, ассоциирующаяся у него с бесконечными ограничениями, запретами и аскезой. Что делать ребенку, чтобы уберечься от греха? Как мы можем ожидать от него, чтобы он стал подлинным рабом Господа и провел всю свою жизнь в атмосфере творческого наслаждения и духовного подъема? Вправе ли мы ждать от него, чтобы он продвигался дальше, опираясь лишь на собственные силы? Мы должны быть довольны, если он, в силу привычки, сохранит ту малость, которой научился, и будет соблюдать хотя бы «необходимый минимум заповедей». И даже если мы и этого не удостоимся и ребенок примкнет в конце концов к стану заблудших и отступников, то вправе ли мы осуждать его?
Как-то раз несколько педагогов собрались, чтобы обсудить проблему отступников. И один из самых умудренных опытом так очертил абсурдность ситуации: Подчас мне кажется, что лучший совет, который я могу дать родителям, это — «прекратите воспитывать!» Могу сказать со всей определенностью: реакция отторжения вырабатывается у детей именно на то, над чем родители особенно «потрудились». При встречах с родителями я постоянно слышу одну и ту же жалобу: «Но ведь именно в это мы вложили столько сил, так старались! Как же получилось, что именно здесь он нас так разочаровал?»
Сказанное выше наглядно поясняет это трагическое противоречие. Когда родители говорят о своих педагогических усилиях, они, как правило, имеют в виду свою реакцию на неудачи детей. Крайне редко (если такое встречается вообще) родители проявляют инициативу в деле воспитания. В огромном большинстве случаев их воспитательная работа является реакцией на те или иные поступки детей. И, как правило, речь тут может идти не о педагогической деятельности (такой, как мы ее определили), а лишь о наказаниях, принуждении, окриках, порождающих лишь отрицательную условную связь.
К этому надо добавить, что чем с большими трудностями в какой-либо области воспитуемый сталкивается, тем более сильный комплекс неполноценности это у него порождает. Таково правило: чем серьезнее препятствие, тем вероятнее провал, чем крупнее провал, тем сильнее порожденный им комплекс неполноценности.
Все вышеперечисленное раскрывает перед нами природу обсуждаемого явления. Для нас должно быть очевидно, что отрицательные условные связи заметно снижают шансы воспитуемого справиться с трудностями именно там, где это наиболее необходимо, где у него обозначилось слабое место и где от него как раз требуется особое старание и вера в свои силы.
Прежде всего — родители, обнаружившие, что их ребенок начинает отставать в какой-либо сфере, должны немедленно приступить к активной воспитательной работе. Воспитательная работа — это, как мы уже говорили, работа, вызывающая у воспитуемого положительные эмоции. Родители просто обязаны найти способы вызвать у ребенка положительную условную связь именно с той деятельностью, где у него возникли проблемы.
Можно, например, прибегнуть к материальному стимулированию. Но это лишь начало пути. Такой метод способен пробудить у воспитуемого желание преодолеть себя, но он непременно должен быть дополнен созданием у воспитуемого положительной условной связи. Без этого велика вероятность, что ребенок не осознает важности правильного поведения самого по себе. Кроме того, существует опасность, что по окончании «мероприятия» материального стимулирования все вернется на круги своя.
Очевидно, что главное средство создания положительной условной связи, — это моральная поддержка, одобрение.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?