Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Наши мудрецы установили: «Всякая ложь запрещена, но можно изменять вещи, чтобы водворить мир между человеком и его ближним».

Об истине и лжи в похвале

Творец мира ненавидит ложь, и в Торе сказано: «Удаляйся от лжи», а не просто «не лги». Но поскольку мир и близость между людьми, между мужем и женой более важны, Тора разрешила говорить вещи, не соответствующие истине, и даже обязала и заповедала так поступать, если это — единственная возможность водворить мир между людьми.

Рав Деслер в книге «Михтав меЭлияу» прекрасно определяет позицию истины и лжи в межличностном общении:

«В начале нашего воспитания мы понимали, что “истина” — это когда рассказывают факты, как они есть, а “ложь” — это когда изменяют их. Но есть много ситуаций, когда это не так. Иногда нельзя говорить то, что есть, например, рассказывать об изъянах товарища без пользы и без необходимости. А иногда нужно как раз изменить истине, когда правда принесет ущерб, а не пользу. Ибо тогда то, что кажется истиной, на самом деле ложь, поскольку приводит к негативным последствиям. А то, что кажется ложью, приводит к истинной цели».

Далее он определяет, что такое «истина», а что такое «ложь»:

«Выходит, что истина — это то, что приводит к добру и к исполнению воли Творца, а ложь — то, что дает успех делам Родоначальника лжи, силам зла».

Поэтому, утверждает рав Деслер, когда пользуются истиной, чтобы получить негативный результат, те самые слова, соответствующие на самом деле действительности, считаются «ложью». Потому что если конечной целью является зло, то все, что приводит к негативному результату, тоже считается злом.

С другой стороны, когда ставится цель помочь другому человеку, а не выиграть что-то для себя, и помочь можно только с помощью высказываний, не соответствующих действительности, мы обязаны их сказать, и они считаются «правдой».

И действительно, наши Мудрецы в трактате «Дерех эрец зута» установили: «Всякая ложь запрещена, но можно изменять вещи, чтобы водворить мир между человеком и его ближним».

Говорить другому то, что он хочет слышать

Установка говорить человеку вещи, не соответствующие действительности, но которые могут ему помочь, напрямую упоминается в трактате Ктубот (16):

«Учили учителя: Как пляшут перед невестой? (Что говорят о невесте перед женихом?)

Ученики Шамая говорят: “Невеста такая, как она есть” (Говорят то, что действительно отражает ее внешний вид).

Ученики Гилеля говорят: “Невеста красива и благочестива” (т.е. прославляют ее красоту, даже если это далеко не так».

Сказали ученики Шамая ученикам Гилеля: А если она горбата или слепа, тоже говорят ей «красивая и благочестивая невеста»?! А ведь Тора сказала: «Отдались ото лжи!»

Сказали ученики Гилеля ученикам Шамая: По вашему мнению, если товарищ купил на рынке плохой товар, нужно хвалить этот товар или порочить его при нем? Разумеется, необходимо хвалить его при нем (Ведь и по вашему мнению, если человек купил товар, а его друг находит в нем порок, и невозможно сдать его обратно, вы тоже согласны, что следует хвалить эту вещь, а не упоминать ее дефект. То же и в нашей ситуации: раз этот жених уже взял некрасивую невесту, нужно хвалить ее при нем, даже если она не такова).

Мудрецы учили отсюда важный принцип: «Всегда нужно делать человеку то, что он хочет». То есть, правильное поведение — это говорить и делать ему не то, что хочется вам, а то, что ему нужно и что он хочет слышать, даже если в ваших глазах это неправильно.

Маараль объясняет данный отрывок Талмуда: когда человеку говорят вещи, соответствующие его мнению, они не считаются ложью, даже если говорящему реальность кажется иной. Поэтому следует говорить жениху, что его невеста красива, даже если это неверно. Ибо это не называется ложью. И хотя невеста сама по себе не красива и не мила, по отношению к мужу, который ее выбрал, она мила, ведь он женился на ней, и она ему понравилась… И мы восхваляем ее со стороны жениха — ведь с его точки зрения она красива.

Когда я спрашиваю супругов, почему они не хвалят друг друга, выясняется, что самый распространенный барьер: «это ложь». Но и эти супруги согласятся, что если бы они родились в семье, где принято друг друга хвалить, им это было бы несложно сделать, и у них не возникало бы ощущения, что их комплименты лживы в своей основе. Значит, проблема не в том, истинна или ложна похвала, а в том, приучены ли они хвалить. Поэтому, если эти супруги будут постоянно выполнять указание Талмуда о том, что следует говорить друг другу то, что человек любит слышать, то через какое-то время, когда они привыкнут говорить комплименты, мнимый барьер лжи исчезнет, и у них возникнет естественная склонность хвалить друг друга.

Многие спрашивают, не является ли преувеличенная похвала лестью. Но большинство законоучителей отмечает, что лесть запрещена, только если она говорится, чтобы поддержать злодеев или чтобы несправедливо использовать того, кому льстят. Если же цель позитивна, то это вообще не лесть. Книга «Орхот цадиким» прямо советует: «Льстите жене, чтобы в доме был мир».

Из книги «Еврейский дом»

C любезного разрешения организации «Мишпаха кеАлаха»


Читайте также: тема Еврейский дом


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?