Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Ноах строил ковчег на протяжении 120 лет. Зачем Всевышний утруждал его этим?

В мишне «Поучение отцов» (1 гл. 2 мишна) сказано: «на трёх вещах стоит этот мир — на Торе, на служении и на милосердии». Сказанное в этой мишне можно проиллюстрировать на примере Ноаха.

Мир стоит на Торе.

В начале главы (6:13-18) сказано: «И сказал Б-г Ноаху, конец всякой плоти настал предо Мной…и вот, Я уничтожу их с земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер… И Я приведу потоп на землю, чтобы уничтожить всякую плоть, в которой дух жизни… И Я осуществлю Мой союз с тобой, и войдёшь ты в ковчег…»

В речениях Творца Ноаху — есть определённый порядок. В начале он говорит, что вынес приговор уничтожить всё живое. И тогда, прежде чем объяснить ему, каким же образом будет происходить это уничтожение, говорит ему о строительстве ковчега, подробно объясняя, как он должен быть устроен. И опять-таки не раскрывая назначения ковчега. И только после этого сообщает ему о потопе и становится понятной связь между сообщенным в начале решении уничтожить всё, и строительством ковчега. Почему же не было объяснено Ноаху сразу же, что есть связь между потопом и поэтому необходимо построить ковчег?

Поясняет рав Моше Файнштейн, что здесь содержится намёк на то, что ковчег нужно было строить Ноаху не только для этой цели — спастись с помощью него. А ради заповеди Всевышнего, таким образом, что строительство ковчега для него было, как возложение тфиллин или как заповедь есть мацу. И доказательством тому, что не только ради спасения нужно было построить ковчег является то, что для спасения существует множество других способов.

Получается, что создание ковчега зависит не только от потопа, и это то, что дал понять Творец Ноаху, что заповедь стоит отдельно. И поэтому сказал сделать ковчег, перед тем как открыл причину и цель его создания.

Какова же причина этого?

Во-первых, можно пояснить это так, как поясняет «Бейт — аЛеви» смысл заповеди Творца Аврааму (17:1): «Ходи предо Мной и будь прямодушен». Он пишет, что в любой заповеди, несмотря на то, что человек знает её причину и даже больше, он обязан понимать её, из-за того, что существует заповедь изучения Торы, но тем не менее, саму заповедь и даже заповедь изучать и понимать Тору — обязан исполнять не из-за её причины, а из-за того, что обязан исполнять желание Творца. Наподобие этого и Ноах, строил ковчег не только ради спасения, а ради исполнения заповеди Всевышнего.

Во-вторых, можно пояснить это так, как сказано комментарии Раши (6:14). Раши поясняя это, отвечает на этот вопрос по-другому: Ноах строил ковчег на протяжении 120 лет. Зачем Всевышний утруждал его этим? Ведь он мог бы спасти его и другим образом. Для того, чтобы люди увидели строительство ковчега, спросили, и получили бы ответ о том, что в будущем Творец приведёт потоп на мир. Целью этого было, чтобы предоставить людям возможность раскаяться, и вернуться к Творцу.

В-третьих, возможно пояснить этот вопрос, прибегнув к толкованию. Творец хотел, чтобы Ноах жил и находился в «тейва». У этого слова на иврите есть два значения: «ковчег» и «слово». Творец хотел, чтобы Ноах находился в ковчеге, который является словом Творца. Не так, как произошло со всей землёй — которая «растлилась и наполнилась злодейством» (гл. Ноах 6: 11,12). Земля испортившись — испортила слово Б-га её создавшего, то слово, о котором сказано в предыдущей главе Брейшит, что им Всевышний создавал мир.

На самом деле все три объяснения связаны между собой, и дополняют друг друга. Цель создания ковчега: исполнение желания Творца, возвращение к Нему и жизнь в «слове Б-га».

Слово Б-га — это Тора, Его желание высказано нам через неё, цель этого желания — возвращение к Нему, источнику всего.

Мир стоит на служении.

«И построил Ноах жертвенник Б-гу» (8:20). Сказано в мидраше, что он принёс жертвоприношение на том же месте, на котором Адам принёс жертвоприношение. И требуется пояснение сказанному и в самом стихе и толкованию мидраша на него. Зачем нужно строить жертвенник, ведь Ноаху и его потомкам не запрещено приносить жертвоприношения на постаментах, так как это запрещено сынам Израиля? Кроме того, из мидраша следует, что существует связь между жертвоприношениями Адама и Ноаха, но требуется пояснение, в чём же она заключается?

Рав из Бриска пояснил смысл жертвоприношения, которое сделал Адам сразу же после сотворения следующим образом. Поскольку мир стоит на трёх вещах, одна из которых — служение, поэтому для чтобы укрепить существование мира Адам принёс жертвоприношение сразу же после сотворения. В соответствии с этим, после потопа, когда мир был обновлён и как бы «сотворён» заново, Ноах выйдя из ковчега, принёс жертвоприношение с той же целью — чтобы поддержать существование мира. Смысл жертвоприношения в том, что человек «говорит» тем самым — весь мир принадлежит Б-гу. А то, что он принёс жертвоприношение на жертвеннике (на месте Храма) это потому, что там — основа мира, как сказано об этом геморе (трактат Йома 43-44): там находится «эвен шатия» — камень из которого был соткан мир — его основа. Поэтому место служения, поддерживающее существование мира, именно на месте его основания.

Мир стоит на милосердии.

Два вида милосердия: внешнее и внутреннее.

Рамбан пишет (Брейшит 1:29): «из стихов следует, что до Ноаха было запрещено мясо животных в пищу и только начиная с Ноаха Творец разрешил животных в пищу людям (Брейшит 9:3), так как человек дал им жизнь, спасая их, и они сами и весь вид обязаны ему своим существованием». Очевидно, что вложив себя в них, он поднял их до своей ступени. Вложив в них свою жизненную силу, в них появилась его жизненность, и они стали пригодны для его использования.

И наоборот, Мальбим поясняет с противоположной идеей стих (8:16-17): «выйди из ковчега ты … и все животные, которые с тобой … выйдут с тобой». Спасение этих животных было из-за того что они «с тобой». В заслугу Ноаха они зашли в ковчег. Здесь содержится намёк на то, что человек включает в себя, в своей душе, все силы мироздания, а также особенные силы каждого живого существа включены в человека (расторопность муравья, скромность кошки, мощь льва, дерзость леопарда). И насколько человек исправляет силы своей души, настолько исправляются животные силы всего живого. В поколение потопа испортились люди, и как следствие и животный мир тоже. И не только он, но и неодушевленная природа. И поэтому спаслись только те животные, которые были включены в неиспорченную душу Ноаха. Поэтому улучшая себя человек, являющийся мирозданием в миниатюре — улучшает с собой и мир.

Итак, Мальбим пишет, что только те животные спаслись, которые были микро мирозданием, включённым в личность в Ноаха. Из объяснения Рамбана же следует, что вложив себя в спасение животных, вложив в них частицу себя — сделал их пригодными для своего использования — себе в пищу.

Ковчег и Храм нашего времени.

Два великих мудреца Торы предыдущего поколения, разными словами сказали об одном и том же.

Однажды раби Ицхак Гутнер сказал (приведено в книге «Пахад Ицхак», письма), что радость которую должны испытывать ученики находясь в стенах ешивы в наше время несравнима с той радостью, которую испытывали в прежних поколениях. Если сказать кому-то что если он не будет есть царские деликатесы он умрёт от голода, такое заявление покажется странным. Ведь, как правило, деликатесы и голод это две противопожности, далёкие друг от друга. Однако по отношению к жизни Торой, этот пример верен и точен. Тора говорит (Дварим 11): «остерегайтесь,… чтобы не отошли вы и не стали бы служить богам другим». И поясняет Раши «отошли» — от изучения Торы. Изучение Торы — царские деликатесы, однако, если отходят от него, доходят до служения богам другим, из-за духовного голода. Нужно знать великое правило: человеческая душа не терпит пустоты. И если она пуста от Торы, то она заполняется другими вещами и даже идолопоклонством.

В Торе мы находим два вида построений: построение Храма и построение ковчега. Храм строят, когда всё вокруг в наилучшем положении, однако есть необходимость в особенном месте, для ещё большей святости. Ковчег строят, когда вокруг потоп все уничтожающий. И эта та разница, которая есть между ешивами в наше время и ешивами в предыдущих поколениях. В предыдущих поколениях ешива была в качестве «Храма», духовная жизнь была и так в порядке, а ешива была местом сосредоточения святости. В наше время ешива — это ковчег, поскольку вокруг есть потоп неверия и невежества затапливающего всё. Ешива сейчас это явление, которого никогда не было, соединение ковчега и Храма. Храма, который весь царские деликатесы и ковчега спасающего от смерти. Ученики сейчас находятся в таком положении, что если не «царские деликатесы» — утонченная игра интеллекта, то тонут в водах потопа. И в этом счастье тех, кто удостоился попасть в ешиву и учиться в ней.

Идею, наподобие сказанного равом Гутнером, написана и равом Яковом Исраэлем Каневским (Стайплером) в книге «Биркат Перец» в главе Ваеце. «И вышел Яков из Беер Шевы и пошёл в Харан». Зачем сказано «и вышел», ведь понятно, что если пошел, то до этого вышел. Однако человек при перемещении из места в место может иметь одну из двух целей: не быть в том месте, где он находится и или быть именно в том месте, куда он направляется. У Якова были обе цели, как это поясняет Бейт алеви. Так и ешива в наше время, если раньше, когда человек был окружен духовностью и в месте жительства, то она служила только для того чтобы выучиться и стать мудрецом Торы, то теперь, приходя туда — прежде всего выходят из своего невежественного или неверующего окружения, но уже находясь в ешиве ставят высокие духовные цели. И по большому счёту человек находится перед выбором или он возвращается к себе, раскрывая и реализуя потенциал, заложенный в его душе. Или, наоборот, реализуется его животное составляющая, всё больше поглощая и скрывая свет его души. И для реализации каждой из этих составляющих есть место, окружение и обстановка помогающие раскрыть их.


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?