Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Чудеса естественны и изначально заложены в план Творения. Вера, появившаяся благодаря им, — не исключение из правил.

Обратим внимание на два комментария: первый завершает книгу р. Моше Софера «Торат Моше», второй — завершает книгу его сына р. Авраама-Шмуэля-Биньямина Сойфера «Ктав Софер». Оба толкования связывают последние и первые слова Торы, читающиеся, как известно, подряд в праздник Симхат Тора, когда Чтение Свитка завершается и сразу же возобновляется.

«И не восстал (ве-ло кам ולא קם) более в Израиле пророк как Моше, которого бы знал Б-г лицом к лицу — при всех знамениях и чудесах, какие послал его Б-г совершить на земле Египта над фараоном, и над всеми его слугами, и над всей землей его, и при всей крепкой руке и при всём страхе великом, что совершил Моше перед глазами всего Израиля.

В начале создал Б-г небо и землю».

Раби Моше пишет: «Объясняется это в связи с тем, что приводится (в Мидрашах): условился (hитна התנה) Вс-вышний с “Деянием Первозданным” (с только что созданным миром): всё создаётся на том условии, что при необходимости Творение изменит свою природу (т.е., если потребуется, в мире будут происходить сверхъестественные явления).

И из-за этого написано: “При всех знамениях и чудесах… и при всей крепкой руке”, — тут, в этом отрывке в конце Торы упоминаются (так объясняются слова “знамения”, “чудеса” и “крепкая рука” — напр., см. Раши) Рассечение Моря, Десять казней египетских (т.е. сверхъестественные явления), которые “совершил Моше перед глазами всего Израиля”, и сразу после этого читается (в начале Торы, и таким образом завершение связано с началом): “В начале создал Б-г небо и землю”, т.е. в начале сотворения поставлено условие возможности сверхъестественного, упомянутого в только что прочитанном конце Свитка».

Сын раби Моше р. Авраам-Шмуэль-Биньямин пишет: «Видится мне, что так соединяется конец Торы с началом: ведь “не восстал более в Израиле пророк как Моше” — именно потому, что благодаря Моше евреи обрели веру, им открылось, что Б-г — Создатель мира (и об этом написал р. Моше бен Нахман: упоминание Исхода из Египта при изложении заповеди Шабата учит, что о сотворении мира, связанном с Субботой, мы узнали благодаря чудесам Исхода — тогда Творец изменял природу вещей, а значит — создал всё, и в Его Силах изменять это при необходимости), и всего этого удостоились благодаря Моше, и он, как начавший это (т.е. первым открывший эту истину евреям), удостоился высочайшего уровня, ибо его “знал Б-г лицом к лицу”… И об этом сказано: “И не восстал более в Израиле пророк как Моше, которого бы знал Б-г лицом к лицу — при всех знамениях и чудесах, какие послал его Б-г совершить на земле Египта”, — т.е. Моше был послан ещё до того, как возникла в евреях эта вера, и благодаря этому стало ясно всему Израилю, что “в начале создал Б-г небо и землю”, поэтому — “не восстал более” такой, как Моше, способный соединить конец Торы с её началом».

Оба завершающих комментария, казалось бы, говорят об одном: конец и начало Торы соединяются упоминанием о чудесах, связанных с Сотворением мира. Однако р. Софер-отец говорит об изначальной «запрограммированности» сверхъестественного, упоминая только условие, поставленное Творцом, а р. Софер-сын концентрируется на заслугах Моше, говоря, что чудеса Египта дали народу веру в Сотворение мира.

Можно сказать, что р. Авраам-Шмуэль-Биньямин, прекрасно знавший книги своего отца, дополняет и разъясняет краткий комментарий р. Моше. Действительно: зачем потребовалось «условие при Сотворении»? Ведь Создатель может изменять природу в любой момент по Собственной Воле и без изначальных договорённостей.

Чтобы ответить на это, в книге «Ктав Софер» отмечается: сверхъестественное понадобилось для укрепления веры в первом, главном поколении нашего народа, и поэтому изначальное условие было необходимо. Ведь, узнав, что сами чудеса — естественны, изначально заложены в план Творения, мы понимаем, что и вера, появившаяся благодаря им — не исключение из правил, не особое чудесное отличие, а — как и причина её возникновения — явление естественное, изначально входящее в систему мироздания.

Из «Книги для изучения Торы»


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?