Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

В 5536 (1776) году, во времена Виленского Гаона, Польшей правил король Станислав Август Понятовский. В то время секта караимов была достаточно сильна. Однажды они обратились к королю с заявлением, что именно караимы являются носителями настоящей Торы — точно в таком виде, как получили ее от нашего учителя Моше на горе Синай. А потом, якобы, появились так называемые талмудические евреи и присвоили себе звание исконных получателей Торы, исказив ее своими лживыми толкованиями. Представители караимов не стеснялись в выражениях, понося талмудических евреев, и, в конце концов, уговорили короля устроить диспут между представителем караимов и представителем талмудических евреев, в ходе которого перед королем должна будет проясниться истина — кого на самом деле можно считать настоящим евреем. Король согласился с этим планом и распорядился послать за представителем «талмудических» евреев для участия в диспуте.

Виленский Гаон, в свою очередь, сам назначил представителя «талмудистов». Он предложил на эту роль известного общественного деятеля из Пинска рава Йеуду Лейба Майтуса. Помимо обширных познаний в Торе, рабби Йеуда Лейб обладал также острым умом, в совершенстве владел польским языком и имел связи с польскими вельможами, которые относились к нему с уважением. Гаон пригласил рабби Йеуду Лейба к себе. Поначалу тот отказывался взять на себя такую ответственность и пытался уговорить Гаона отказаться от этого назначения. Но Гаон убедил его, и, в конце концов, р. Йеуда Лейб согласился исполнить эту миссию и предстать в назначенный день перед королем и противником-караимом, и получил благословение Гаона.

Король назначил днем диспута субботу. В тот день р. Йеуда Лейб встал до рассвета, помолился и прочел несколько глав Теилим (псалмов) с большим чувством. После этого он сделал кидуш, провел субботнюю трапезу и пешком отправился в королевский дворец, неся в сердце упование на Всевышнего.

У входа в дворцовые покои р. Йеуда Лейб встретил «мудреца» — оппонента из караимской общины, ожидавшего своей очереди быть приглашенным внутрь. В те времена полагалось представать перед королем без обуви — в одних чулках. Когда им было велено войти внутрь, все разулись, но р. Йеуда Лейб от большого волнения не оставил свои туфли в прихожей, а в рассеянности понес их в руках…

…Король восседал на троне, в окружении министров и придворных, а на столе перед ним лежал пасквиль, написанный караимами. Первым получил слово представитель караимов. Он начал свою речь с обвинения представителя «талмудистов»: «Посмотрите, Ваше Величество, на дерзость этих евреев! Их посланник не оставил, как все, свою обувь в прихожей, а взял ее с собой, словно он не доверяет слугам короля и считает их ворами!»

Король в изумлении взглянул на «талмудиста» и увидел, что тот действительно держит туфли в руках. Р. Йеуда Лейб наконец-то тоже обратил на это внимание и обмер, но быстро пришел в себя. «Ваше Величество, — сказал он королю, — Когда Творец явился нашему учителю Моше в горящем кусте, Он сказал ему: сними обувь твою с ног твоих, ибо земля, на которой ты стоишь, — святая земля. Моше выполнил это повеление, но после не нашел своей обуви там, где оставил. Дело в том, что караимы, которые находились поблизости, украли его обувь! Поэтому я и не решился оставлять свои туфли без присмотра в присутствии одного из них».

«Это наглая ложь! — закричал караим. — Ведь известно же, что никаких караимов тогда не было, ведь секта караимов была основана Ананом около тысячи лет назад. Как же можно обвинять их в краже обуви Моше?» Король рассмеялся и сказал: «Диспут окончен — он просто излишен! Ведь ты сам признался, что ваша секта была основана тысячи лет спустя после дарования Торы — так что вы не могли ее получить из первоисточника. Весь ваш донос — ложь от начала и до конца!»

Так благословение Виленского Гаона помогло рабби Йеуде Лейбу Майтусу защитить честь Торы и еврейства.

По книге «Ветвь фамильного древа» («Анаф Эц Авот»)


Знаменитый мудрец, знаток Торы, комментатор Писания и раввин дон Ицхак Абарбанель (Абрабанель) профессионально занимался государственными финансами большую часть жизни и имел возможность из первых рук познакомиться с государственной системой нескольких государств. Читать дальше

Религиозный Израиль

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»

Благословение коэнов у Стены Плача: история одной церемонии

Барух Фельдман

Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу

Адмор из Калива: во время поминальной сирены надо учить Тору

Редакция Толдот

Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».

«Эль-Аль» и святость шаббата

Йегуда Авнер

Операция «Обрезание»

Неизвестный автор

«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».

Об антисемитизме

Рав Моше Пантелят

Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.

Экскурсии на Храмовую гору

Редакция Толдот

Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля

Суперкомпьютер и действительность

Рав Ицхак Зильберштейн

По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?