Из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов», темы: Виленский Гаон, Суккот, Этрог, Мирьям Климовская, Заслуги
Во времена Виленского Гаона однажды выдался год, когда невозможно было найти этрог для выполнения заповеди четырех видов растений на праздник Суккот. Торговцы из Литвы приезжали даже в Италию, но и там не было этрогов.
Гаон послал особого человека, чтобы тот, во что бы то ни стало, нашел для него этрог, даже если придется заплатить большие деньги. Пройдя долгий и нелегкий путь, посланник наконец нашел у одного человека великолепнейший плод. Но хозяин отказывался продавать такую драгоценность, какие бы деньги ему не предлагались! Тогда посланник, почти отчаявшись, в качестве последнего аргумента, раскрыл ему, для кого предназначался этрог. Услышав это, владелец этрога сказал: «Из уважения к Гаону, я готов отдать этот этрог бесплатно, но при одном условии: я получу награду, которая полагается ему в Будущем Мире за выполнение этой заповеди!» Посланник стал умолять его переменить свое решение, обещая вместо этого огромные деньги, но владелец этрога был непреклонен. Пришлось посланнику согласиться на это условие, он взял этрог, вернулся в Вильно и передал его Гаону. Тот был несказанно рад возможности исполнить заповедь с таким великолепием, но посланнику было не по себе: он страшился реакции Гаона на известие о цене, по которой достался ему этот этрог.
В канун праздника Суккот посланник пришел к Гаону и с волнением рассказал ему об этой сделке. К его удивлению, Гаон принял это известие с сияющим лицом! «Я готов уступить награду за заповедь, только бы у меня была возможность ее исполнить и доставить радость моему Создателю!» — воскликнул он. Рассказывают, что Гаон добавил: «Теперь у меня есть редкая возможность выполнить сказанное в Пиркей Авот: уподобляйтесь <в служении Всевышнему> рабам, которые служат господину не ради награды».
По книге «Ветвь фамильного древа» («Анаф Эц Авот»)
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
14% взрослого еврейского населения Израиля определяют себя как «строго соблюдающие»
Барух Фельдман
Ежегодно в дни Песаха и Суккота тысячи представителей древнего рода коэнов закутываются в талиты и произносят благословение ко всему еврейскому народу
Редакция Толдот
Раввин Менахем-Мендл Тауб, юность которого прошла в гитлеровских концлагерях, считает, что память о павших должна нести практический смысл. В эти дни он работает над проектом первого в мире религиозного музея Катастрофы. Год тому назад адмор по приглашению рава Бенциона Зильбера выступал на ежегодном ханукальном вечере «Толдот Йешурун».
Йегуда Авнер
Рав Шломо Лоренц,
из цикла «В кругу великих»
Избранные главы из книги
Исраэль Бен Давид
Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.
Рабби Н. Новик
Из книги «Пророчества Торы: Израиль сегодня и завтра»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В ходе Шестидневной войны исторический Иерусалим — Старый город и Храмовая гора — оказались под контролем евреев. Впервые за долгое время…
Неизвестный автор
«Настоящая справка выдана Марку Львовичу и Фаине Саввичне Левиным в том, что их сын Леонид подвергся обрезанию в ходе спецоперации по защите государственных интересов Советского Союза».
Рав Моше Пантелят
Поколения приходят, поколения уходят, а антисемитизм остается, явление почти столь же древнее, как и сам еврейский народ, явление столь же любопытное и столь же удивительное, как и само существование еврейского народа. В древности и в средние века антисемитизм выступал, в основном, как проявление религиозной нетерпимости, в особенности это бросалось в глаза в европейских христианских странах.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Ицхак Зильберштейн
По всем прогнозам, Израиль должен был быть стерт с лица земли во время самой первой войны. Тем не менее, еврейское государство продолжило существовать, одерживая победы над превосходящими своей численностью армиями арабских стран. Как такое происходит?