Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

В начале четвёртой книги Торы рассказывается о всееврейской переписи населения.

И говорил Б-г Моше в пустыне Синай, в Шатре Собрания, первого числа второго месяца второго года после Исхода их из земли египетской, говоря (Раши: из-за возлюбленности их перед Ним пересчитывает их постоянно. Когда вышли из Египта — пересчитал их; и когда пали из-за [греха] тельца — пересчитал их, чтобы узнать число оставшихся; когда пришёл расположить Присутствие Своё среди них — пересчитал их: первого Нисана был установлен Шатёр Собрания, а первого Ияра (т.е., через месяц) — пересчитал их): «Посчитайте (“сеу” [שאו], т.е., букв. “вознесите”)голову всей общины Исраэля (р. Овадия Сфорно: упорядочить их, чтобы вошли в Землю Обетованную немедленно) — по семьям их (Раши: узнай число людей каждого колена), по домам отцов их(если отец из одного колена, а мать из другого, пусть засчитается в колене отца), по числу имён (Рабейну Бахаи: не сказано “имён их”, поскольку число евреев в пустыне Синай соответствует числу ангелов, находившихся там во время Синайского Откровения, и об этом сказано: “по числу имён”) — всякого мужчину по черепам их (Раши: посредством шекелей [пересчитай их] — Бэка (мера веса) на каждый череп)».

Раби Пинхас Горовиц в книге «Паним Яфот» исследует проблему пересчёта евреев: Следует понять сказанное мудрецами, что запрещено пересчитывать их (т.е., как приводит Раши, следовало пересчитывать не людей, а только сданные ими шекели; традиционная причина — «дурной глаз» — или представляется для р. Пинхаса недостаточной, или он считает нужным разъяснить её глубже). И смысл этого в том, что все сыны Исраэля — это одна душа, как объяснил Раши слова о семидесяти душах Яакова (в выражении «семьдесят душ» в Торе слово «душа» употр. именно в единственном числе, получается «семьдесят — [одна[ душа»), поскольку они прикреплены к Б-гу, а Он — Один и Един, чего не сказано о других народах, как написано (в 92-ом Псалме): «Разлучатся все совершающие несправедливость». Подобное находим и в описании «поколения Разделения» (т.е., поколения Вавилонской башни, когда народы были разделены и разлучены).

Поэтому, когда пересчитывают евреев, то делают разлучение (пируд פירוד) между ними и причиняют власть Меры Суда над ними, ведь написано (в главе «Аазину»): «Яаков — связь (“хевель”, [חבל] т.е., букв: “верёвка”) наследия Его», — как верёвкой, они связаны друг с другом, и все осуждения смягчаются («нимтаким» [נמתקים], т.е., букв.: «услащаются») с помощью корня (этой связи), ибо он — полностью хорош, без зла вообще, как сказано (в Свитке «Эйха»): «Из Уст Высших не исходит зол, а [только] Благо», — поскольку корень высший не содержит зла вообще (р. Пинхас разъясняет вышеприведённый стих из «Эйхи» не в соответствие с его простым смыслом, поскольку по-простому сказано, что «из Уст Высших не исходит, ни зол, ни блага»; однако, видимо, из-за того, что «зло» — во мн. числе, а «благо» — в единственном, р. Пинхас прокомментировал иначе).

И таким образом мы объяснили отрывок из Талмуда (Рош Ашана, лист 19), где сказано: Царство (римское) вынесло решение, чтобы евреи не изучали Тору, не делали детям обрезание и оскверняли Субботу. Что сделали Йеуда бен Шамуа и его соратники? Пошли и посоветовались с одной Матроной, у которой бывали все великие люди Рима, и она сказала им: «Идите и проводите ночную демонстрацию!» Пошли на демонстрацию ночью и говорили: «Ради Небес: разве мы не ваши братья, разве мы с вами (Эсав и Яаков) — не сыновья одного отца? Чем отличаемся мы от всех племён и языков, что вы приговариваете нас приговорами тяжкими?", и отменились [приговоры], и тот день сделали праздничным», — смысл в том, что вернули осуждения к корню высшему (т.е., защитились от приговоров связью с единым высшим Источником жизни еврейского народа), и [осуждения] были смягчены (р. Пинхас разъясняет выражение из Талмуда «разве мы не сыновья одного отца?!» не в соответствие с простым пониманием, по которому евреи обратились к римлянам и попросили вспомнить об общем происхождени Эсава и Яакова от отца Ицхака; по р. Пинхасу это выражение имеет дополнительный глубокий смысл, в него надо добавить большую букву: «Разве мы не сыновья одного Отца?!,» т.е., евреи подчеркнули своё единство, свою связь с Высшим Источником, и благодаря этому нейтрализовали влияние Меры Суда).

И также с помощью этой идеи мы объяснили отрывок (из главы «Аазину»): «Я умертвляю, и Я оживляю и т.д., ибо вознесу Я к небесам Руку Свою и скажу: жив Я вечно», — а именно, когда возвращаются («возносятся») все осуждения к корню, который является жизненностью истинной, ведь всякая смерть приходит со стороны «разлучения», как написано (в 1 гл. Свитка Рут): «Только смерть разлучит нас» (слова Рут, обращённые к свекрови, р. Пинхас также трактует более глубоко: смысл и причина всякого разрушения, самой смерти — оторванность, «отлучённость» человека и мира от Высшего Истока).

Поэтому, когда приказал Вс-вышний пересчитать их, сказал: «Вознесите голову всей общины сынов Исраэля», — а именно, чтобы вознесли их всех к их корню, который — Единство (слово «голова» — в ед. числе). И намёк на это в том, что число сынов Исраэля — 613, и при вознесении к корню каждый из них поднимается к [букве] «Алеф» (означающей и число один, и — при смене огласовок — число тысяча), получается шестьсот три тысячи (этот намёк р. Пинхас разъясняет далее, в конце абзаца), и уже написали мы подобное об истории с пришельцем, который был готов сделать Гиюр, если старейшина Гилель расскажет обо всей Торе, пока пришелец стоит на одной ноге, и Гилель сказал: «То, что ненавистно тебе, другим не делай; остальное — комментарий: иди, учись!» (трактат Шабат, лист 30), поскольку суть всей Торы — любовь к ближнему как к самому себе, ведь хотя и разделяется Тора на 613 заповедей, — корень один. Так и сыны Исраэля — при возвращении к корню своему единому, едины с Торой, ведь Десять Заповедей сначала были произнесены изречением одним (как сказано: «И говорил Б-г все слова эти»), и отделились от них ещё 603 заповеди — по числу тысяч сынов Исраэля.

И это — великое вознесение к высшему корню, называемому «Корона» (кетер כתר), которого сыны Исраэля удостоились при Даровании Торы, и, как известно, «череп» (также упомянутый в стихе про перепись) тоже указывает на этот уровень, и слово «Корона» по числовому значению равно всем трём следующим уровням, вместе взятым, — «Мудрости» (хохма חכמה), «Понимания» (бина בינה) и «Знания» (даат דעת) (все три слова вместе по числовому значению равны слову «Корона», «кетер», т.е. составляют 620), и об этом сказано: «По числу имён — по черепам их» (р. Пинхас показывает подчёркнутое числовым значением соединение трёх вышеупомянутых интеллектуальных уровней с их высшим корнем, обозначающим единство всего народа с Торой и поднимающимся над всеми способностями Разума).

Подобное мы видим и в главе «Вайехи»: когда праотец Яаков собрался давать благословения двенадцати сыновьям, сначала сказал он им: «Соберитесь и слушайте, сыны Яакова», — все вы должны сначала собраться, присоединиться к корню своему высшему, т.е., истинному единству.

И, может быть, именно потому, что Рувэну и Шимону не было дано благословение Яакова, Моше при подсчёте колен Рувэна и Шимона лишний раз упомянул, что подсчёт будет проводиться «по черепам их» (чтобы намекнуть на соединение с высшим корнем, ассоциирующимся с местом черепа, более высоким, чем мозг — тем самым, куда водружается корона).

Из «Книги для изучения Торы»


Датой начала войны за Независимость принято считать 30 ноября 1947 года, поводом к военным действиям послужило принятая ООН резолюция о создании в Палестине 2 государств — еврейского и арабского, — которую арабские страны категорически отвергли Читать дальше

Навеки мой Иерусалим 15. Папин завет

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Впереди — изрыгающие огонь мортиры, позади — банды арабов, и со всех сторон — снайперы. На этот раз чуда не произошло, море врагов не расступилось перед нами.

Навеки мой Иерусалим 18. Подкрепления

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Арабский легион продолжал наступать. Вот постепенно исчезла паутина под потолком и перед глазами встала иная картина.

Навеки мой Иерусалим 19. Изгнание

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

А был ли Котель по-настоящему нашим? Разве не управляла нами тяжелая рука англичан? Разве не подвергались мы возле Стены постоянным унижениям и оскорблениям?

Навеки мой Иерусалим 33. В обратный путь

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Снова была война, и вновь ожили наши воспоминания. Затхлая кладовая, мощные взрывы, кошмарные разрушения.

Навеки мой Иерусалим 17. Эвакуация больницы

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Раненые продолжали идти непрерывным потоком. Некоторых втаскивали на носилках и укладывали на пол или на кровать.

Навеки мой Иерусалим 1.Британский мандат 1917-1948

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

В 1920 году верховная власть Великобритании в Палестине получила официальное признание в форме мандата, предоставленного Лигой Наций. Британия должна была управлять делами в стране до тех пор, пока коренное население — еврейское и арабское — не достигнет политической зрелости и готовности к независимому самоуправлению.

Навеки мой Иерусалим 13. Мрачные пророчества

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Я старательно прислушивалась, пытаясь определить, кто же беседует в столь поздний час. Впрочем, это недолго оставалось загадкой, поскольку голоса становились все громче и громче.

Навеки мой Иерусалим 32. Вид с горы Сион

Пуа Штайнер,
из цикла «Навеки мой Иерусалим»

Смотровая площадка на горе Сион всегда была переполнена людьми. Может быть, героине удастся увидеть оставленный дом?